achernega


Прогулки по Петербургу

заметки краеведа


Previous Entry Share Next Entry
Как проектировались спальные районы на примере Ржевки-Пороховых
achernega
Как я и обещал неделю назад, публикую расшифровку моей беседы с архитекторами Владимиром Александровичем Реппо и Еленой Петровной Сергиной. Целью разговора было выяснить: как проектировался район Ржевка-Пороховые. Так как принципы такого проектирования общие для каждого спального района, то тема будет интересна жителям не только Ржевки-Пороховых, но и севера Петербурга, Купчино, "спальников" на юго-западе и на Васильевском острове. Да чего уж там, кварталы и в других городах в 1970-1980-х годах проектировались по тем же принципам.

Елена Петровна работала в 4-й архитектурной мастерской Ленниипроекта с 1970-х годов, а Владимир Александрович с 1985 года. С 1990 года Реппо руководил этой мастерской. Сейчас он возглавляет собственную архитектурную мастерскую.



Район "Ржевка-Пороховые" впервые был запроектирован в 1962 году. По покамест непонятным причинам подготовка к его реализации затянулась и продолжилась составлением нового проекта в 1974 году. Следующие два года проект проходил согласования, был принят решением Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся №5 от 10.01.1977.

В генеральном плане Ленинграда 1966 года были намечены принципиальные границы нового жилого района и сетка его улиц. Ладожский проспект (позже переименованный в проспект Косыгина) стал главным, так как связал район с центром города. Исходя из расчётной численности будущего населения закладывались перспективы развития городских магистральных инженерных сетей и энергоресурсов. Определялась необходимость размещения объектов городского уровня, таких как театры, кинотеатры, больничные комплексы, стадионы.

Далее на основании параметров Генерального плана разрабатывался так называемый ПДП – Проект детальной планировки жилого района Ржевка-Пороховые (именно он и был принят в 1977 году). В этом проекте уточнялись уже конкретные границы будущих жилых кварталов, прорабатывалась транспортная схема, окончательно определялись границы улиц, создавались рекреационные зелёные зоны, площади, градостроительные доминанты. Исходя из количества жителей в районе просчитывалось количество объектов соцкультбыта районного значения (бани, бассейны, спортивные комплексы, отделения милиции, поликлиники, кинотеатры, АТС, пожарные депо и т.д.).

Главным композиционным центром Р-П планировался 50-й квартал (ограничен проспектами Индустриальным, Косыгина и Энтузиастов, улицей Осипенко). Другие композиционные центры размещались на въездах в район, например со стороны Колтушей и Всеволожска, аэропорта Ржевка. В таких местах планировалось строить здания высотой более 16 этажей (например 25-этажные, как на площади Победы, вдоль реки Смоленки, у Кантемировского моста). В Ленинграде таких зданий на то время было не более десятка. 50-й квартал рассматривался исключительно как общественный центр. Кроме торговых площадей здесь, в высотных домах, планировалось разместить офисы. Но в советской реальности такое количество офисов в спальном районе на самом деле не было нужно. Поэтому административный центр так и не был застроен, его создание постоянно откладывали.

Генеральный план и ПДП разрабатывались в 1-й мастерской ЛенНИИпроекта. К разработке ПДП была привлечена также и 4-я мастерская ЛенНИИпроекта, которая потом стала главным проектировщиком Ржевки-Пороховых. С 1975 года мастерской руководил Георгий Александрович Васильев. Руководство проектированием Р-П стало его первой крупной работой. Стоит отметить, что его отец Александр Васильевич проектировал Пискарёвский мемориал, застройку Свердловской набережной. Главным архитектором проекта стала Тереза Петровна Галяс, которой и принадлежит творческая работа по планировке всех кварталов Р-П.

До проектирования Р-П 4-я мастерская работала над кварталами Большой и Малой Охты, Полюстрово. Когда основные проектные работы на Ржевке были завершены, мастерская подключилась к проектированию отдельных кварталов в районе озера Долгое и севернее улицы Новосёлов.

Далее на основе ПДП началась разработка отдельных кварталов. Внутри границ кварталов прорисовывалась их внутренняя структура. Расстановка домов определялась творческим почерком архитектора. Придумывались разные композиционные приёмы. Например, на улице Передовиков создан ритм домов, расставленных под некоторым углом друг к другу. Это делалось для того, чтобы не делать простого «забора» из зданий. На углах ставили точечные "доминанты", эти участки резервировали под дома по индивидуальным проектам. Они строились как правило из кирпича. Участки для домов по индивидуальным проектам выбирались на самых выгодных местах, на пересечениях крупных магистралей.

Вдоль улиц создавались рекреации (курдонеры) куда вставлялись универсамы или объекты соцкультбыта (почта, парикмахерская, сберкасса, прачечная). Для каждого квартала, исходя из его населённости, по нормам рассчитывалось количество школ, детских садов, объектов торголи и бытового обслуживания. Сады и школы нельзя было размещать на магистралях, их ставили во дворах. При школах создавались спортивные площадки, места для сельхозработ, цветники. При этом архитекторам было непонятно, зачем при школах иметь приусадебное хозяйство, когда летом все уезжают на каникулы. Но по нормам это было обязательным. При садах планировались площади для детских игр, разделённые на возрастные категории. Они имели норматив по инсоляции (не менее 3-х часов). При детском саде и школе образовывалось большое открытое пространство, свободное от жилых домов. Если школы и садики оказывались рядом, то пространство вокруг них становилось огромным и неуютным. Поэтому их старались разделить жилыми домами, создавая внутриквартальные дворики. Как правило, в небольших кварталах ставили два детских сада и одну школу. Иногда получалось, что на более крупные кварталы нужно 1,5 или 2,5 школы. В таких случаях кому то приходилось ходить на уроки через дорогу в соседний квартал, где компенсировались недостающие школьные места.

По кварталам видно как продвигалось их строительство. На домостроительных комбинатах (ДСК) в процессе строительства района успевали запускать в производство новые серии зданий. Их определяли на ещё не застроенные участки. Так, детский сад в форме буквы "Н" ставился в первые годы застройки Р-П, а в линейной форме - в конце строительства. Панельная школа в форме квадрата-"бублика" также была новшеством. Такие школы строили до начала 1990-х годов. По современным нормам и в детских садах, и в школах теперь обязательны бассейны. Изменилась их структура, наполняемость групп и классов. Поэтому проекты 1980-х годов уже не применяются.

Жилые дома в кварталах на 90% были типовыми. Их размещение в кварталах называлось «привязкой» типовых проектов. Типовые жилые секции поставляли ДСК №2, 3 и 4, а их проекты также разрабатывались в ЛенНИИпроекте. Для ДСК №2 в 16-й мастерской, под руководством архитектора Кускова, была разработана 137-я серия (12-16 этажей), для ДСК №4 в 4-й мастерской архитектором Русаковым была разработана - серия 606, а в последствии серия и 504Д. Для ДСК №3 под руководством архитектора Матусевича разработаны - серии ЛГ600 и 600.11. Серии 606 и 504 имели по 9 этажей. Их этажность в 1986-1987 годах была увеличена новым СНИПом до 10. До этого в 9-этажных домах можно было делать обычные лестницы с одним лифтом, а в 10-этажных уже только незадымляемые лестницы с двумя лифтами. Дома самой последней типовой серий 600.11 имели секции разнообразной этажности от 4 до 10 этажей и гибкую живописную конфигурацию в плане. В квартале №13 три таких дома (№32/2, 35/2 и 35/3) были «привязаны» архитектором Реппо, на очень неудобном участке, который долгое время оставался не застроенным.

Позже архитектором 4-ой мастерской Грищенко была переработана серия 606, в которой первый этаж был предназначен для разнообразных встроенных помещений торговли и обслуживания, все эти встройки объединялись галереей. Ранее типовые дома таких возможностей не имели, на Р-П домов переработанной 606-й серии нет. Если здесь было необходимо встроить в первый этаж торговые и другие помещения, то приходилось разрабатывать индивидуальный проект первого этажа из монолитных конструкций. На него потом ставился типовой панельный жилой дом. В таком случае разработка дома по финансовым и временным затратам сравнивалась с индивидуальным проектом. Пример такого дома - Индустриальный пр. 35/1.

Самыми неудобными для архитекторов были дома ДСК №4. Они могли быть только прямоугольными в плане и не имели угловых и поворотных секций. ДСК навязывал архитекторам компоновку таких домов из шести-семи секций, которые для квартала были как «кость в горле». Хотя для производства они были самыми экономичными. Но были и исключения из правил, например дома №2 и 8/1 на Ленской улице. Они построены в форме буквы "Г". Это одни из первых жилых зданий 504-й серии, когда было необходимо показать её лучшие качества. Позже от угловых секций в 504-й серии отказались ради экономии. Вместо них стали применять угловые секции из лоджий, под которыми делался проход для пешеходов.

Типовыми были и некоторые здания из кирпича (528-я серия). Так были построены дома №14, 16 и 18 на Индустриальном проспекте.

Так выглядит дом 137-й серии. Отличительная черта - закруглённые углы у бетонных ограждений балконов.


Дом серии 504:


Дом серии 600:


Дом серии 606:


Типовая секция дома серии 606:


ДСК навязывали проектировщикам свои условия. Они определяли процентное распределение типовых серий, которое зависело от производственной мощности ДСК. 10% застройки отдавали под индивидуальные дома (кирпич). Остальную площадь распределяли например так: 40% под серии ДСК №2, 30% под ДСК №4 и 20% под ДСК №3. Комбинаты следили за тем, чтобы здания планировались с наименьшим количеством нестандартных секций (поворотных, боковых). Если бы планировкой занимались сотрудники ДСК, то жилые кварталы состояли бы из длинных прямых домов-казарм. Архитекторы ЛенНИИпроекта с трудом пытались находить компромисс между требованиями ДСК и потребностями будущих жителей района в «гуманной» архитектурной среде. При этом было необходимо выдержать все санитарные нормы.

Последний дом 137-й серии был построен у метро "Проспект Большевиков" в 1993 году. Ещё один дом 137-й серии у станции метро «Звёздная» остался недостроенным и его разноэтажные секции пришлось достраивать кирпичом до 16-ти этажей. Это уникальный пример ситуации в типовом строительстве начала 90-х годов. Он стал последней работой для ДСК №2. В 1994 году директор комбината погиб от рук бандитов, после чего ДСК №2 прекратил своё существование. Приблизительно в это время «погибли» и ДСК-4 и ДСК- 3. Они могли существовать только при крупных масштабах строительства. Как только они сократились, комбинаты стали убыточными. Гатчинский ДСК до 1990-х годов работал в Ленинградской области, выпускал 124-ю серию. Строил дома высотой от 4 до 9 этажей. Когда закрылись работающие на Ленинград комбинаты, он пришёл в город и довёл свои серии сначала до 10, а потом до 16 этажей.

Планировка квартала №7 и его расшифровка (кликабельна для увеличения):






Комиссия Ленгорисполкома контролировала размещение объектов соцкультбыта. Она иногда заставляла вставлять в кварталы объекты сверх норм (почты, парикмахерские), так как в соседнем квартале что-то так и не было не построено.

Типовые инфраструктурные объекты расставлялись исходя из удобства их размещения для жителей кварталов. В ЛенНИИпроекте разрабатывались типовые блоки универсамов и торгово-бытовых комплексов, которые потом «привязывались» в кварталах, аналогично жилым домам. Некоторые из этих проектов разрабатывала 19-я мастерская, в которой тогда работал Юрий Константинович Митюрёв (ныне главный архитектор Петербурга). Он же прорабатывал нормы, по которым определялось минимальное расстояние от такого объекта до жилых домов. Это было важно, к примеру, в случае определения местоположения разгрузочного блока при универсаме, склада тары, размещения вентиляционных шахт и т.д.

Улицы проектировали одновременно с кварталами. За это отвечал институт Гипроинжпроект, который разрабатывал дорожную сеть, расположение пешеходных переходов, светофоров, инженерные магистральные сети. Гипроинжпроект предусматривал места подключения сетей в соответствии с проектами кварталов. Квартальные сети и внутриквартальные проезды должны были быть строго увязаны с проектами улиц.

В проектах кварталов можно увидеть гаражи на 16 машиномест. Как правило, их было по два в каждом квартале. Проект такого гаража был разработан 8-й мастерской. В ЛенНИИпроекте (из 20 мастерских) мастерские №2, 4, 5, 6, 7, 12 и 17 считались «районными», они вели проектирование кварталов и отдельных зданий в закреплённых за ними районах города. Остальные мастерские специализировались по типам зданий или отдельным видам проектных работ, например по спортивным, театрально-зрелищным объектам, больницам, учебным заведениям, гаражам, паркам, рекламе и т.д. "Гараж" на самом деле был объектом гражданской обороны. 16 машиномест уже тогда не соответствовало нормам, такой гараж был бесмысленен. На самом деле это было бомбоубежище, гаражом его называли ради секретности. Их только планировали, но не строили. Места для них резервировались. Стройка бы началась в том случае, если бы возникла напряжённость в отношениях с потенциальным противником.

Проект гаража на 16 машиномест:


О паркингах в 1970-1980-х годах речь на шла, так как были щадящие нормы на количество машиномест. На 1000 жителей их предусматривалось только по 30-40. Парковки делались за счёт расширения дорог. В перспективных планах говорилось о 80 машиномест на 1000 жителей. Но когда такие перспективы наступят было непонятно. Сейчас на 1000 жителей проектируется приблизительно 350 машиномест, так как расчёты теперь выполняются не на численность жителей, а по площади проектируемого жилья. При одном и том же количестве жилой площади, количество проживающих может быть разным. В уже застроенных кварталах паркинги ставить некуда, так как кроме его площади нужно учитывать ещё и минимальные разрывы до соседних строений. Свободных мест в кварталах Р-П для паркингов нет. Их можно строить только на отдельных выделенных участках.

В середине 1980-х годов наметилась тенденция отставания в застройке Р-П объектами соцкультбыта. Иногда и жилые дома строились быстрее, чем необходимая для них инфраструктура. В таких случаях здания подсоединяли к сетям по временным линиям. В начале эпохи "перестройки" денег на строительство стало не хватать. Вероятно, это связано с падением мировых цен на нефть, когда в союзном бюджете приходилось "латать дыры".

Нет ни одного документа, где бы прописывался срок годности типовых жилых домов как таковых. Существуют только сроки годности инженерных сетей. Сроки жизни панельных зданий в целом зависят от того, как будут коррозировать закладные детали в швах между панелями. Если их хорошо заизолировать, то они могут существовать очень и очень долго.

В 2000 году в мастерской Владимира Александровича Реппо был создан новый проект застройки 50-го квартала, который, кроме жилья, по прежнему предусматривал в нём создание общественно-делового центра. Но в итоге квартал был застроен в основном жилыми зданиями, а дополнительные торговые площади потом были размещены на территории соседнего парка (ТЦ "Июнь").

  • 1
30-40 машиномест - м-да..... хотя бы увеличили до 300, что кажется не сделали в отношении дорог

Edited at 2012-02-06 09:17 pm (UTC)

  • 1
?

Log in