achernega


Прогулки по Петербургу

заметки краеведа


Previous Entry Share Next Entry
Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года
achernega
В предыдущей статье о Ржевке-Пороховых я подробно раскрыл содержания Проекта Детальной Планировки (ПДП) района, принятый в 1971 году. Он не был реализован из-за изменившихся требований к новым жилым массивам. В 1974 году был составлен новый ПДП, который Исполком Ленсовета депутатов трудящихся принял решением №5 от 10.01.1977 года. Именно он и начал реализовываться спустя два года. Что же представлял из себя ПДП-1974?

Вот эскиз застройки Ржевки-Пороховых:





Проект Детальной Планировки Ржевки-Пороховых был разработан в 1-й архитектурной мастерской института "Ленпроект", когда ей руководил В. Ф. Назаров. Главным архитектором проекта стал Ю. А. Овсиев. В его разработке принимали участие и архитекторы 4-й мастерской, которые позже переделывали схемы застройки исходя из реальных условия на местности.

ПДП-1974 впервые определил ту сетку улиц, которая существует здесь в настоящее время. Несколько позже улицам были даны известным нам названия.

Фотографии макета кликабельны, представлены в большом разрешении для детального изучения:



В проекте утверждается, что Ржевка-Пороховые впоследствии перестанет быть окраинным районом за счёт дальнейшего роста Ленинграда на восток. Важной позитивной особенностью района архитекторы отметили близость мест приложения труда. Промышленные зоны задолго до 1970-х годов сложились в западной и северной частях района по берегам Охты. Это означало, что многим жителям не придётся каждый рабочий день перемещаться на большие расстояний по городу.

В новом районе предлагалось расселить 240 000 человек, для которых был бы создан жилой массив общей площадью в 2 185 тыч. кв. м. Сохранялась норма в 9 кв. м. жилья на человека.



Существующий и поныне участок деревянной застройки к востоку от улицы Коммуны передавался под создание больничного комплекса на 1014 мест, родильного дома на 272 места и станции скорой помощи. Кстати, такое целевое назначение отмечается и на планах 1999 года. Для больницы создавался отдельный проект, а роддом предлагалось строить по уже готовому проекту, составленному для подобного объекта на улице Вавиловых.

В излучине реки Луппы предполагалось создание Дворца пионеров Красногвардейского района со Станцией юных натуралистов, Домом юного техника и парком.

Левый берег реки Охты ниже плотины передавался под культурно-спортивный комплекс предприятий Министерства химической промышленности. В пределах этой местности шоссе Революции спрямлялось и соединялось по прямой линии с улицей Красина. Старый отрезок шоссе Революции превращался в пешеходную зону, которая бы стала осью культурно-спортивного комплекса. Здесь планировалось построить театр, стадион, клуб, кафе, музей истории Охтинского химического комбината. В единый комплекс была бы включена и церковь Илии Пророка.



Как видно на эскизе, парки в Ржевке-Пороховых создавались только в окраинных кварталах. Но с учётом того, что жилые кварталы Ржевки-Пороховых в будущем создавались бы и севернее Охты, вплоть до Шафировского проспекта, парки вдоль Охты становились бы при этом не окраинными, а центральными. При этом в планы входило и благоустройство территории усадьбы Жерновка.

Опытный лесхоз Лесотехнической академии превращался в городской парк. Этот парк после подготовительных работ мог бы одномоментно принять до 10 000 человек. В перспективе его планировали увеличить за счёт территории севернее Рябовского шоссе.

Золоотвал в квартале №1 ликвидировался. На его месте создавалась ещё одна зелёная зона со стадионом на 20 000 мест и секторами для занятий лёгкой атлетикой. Здесь же должны были появиться крытый плавательный бассейн, 3-4-х зальный спортивный корпус, футбольные тренировочные поля, тир, теннисные корты, баскетбольные и волейбольные площадки. Существующая площадка со стадионом на углу Рябовского шоссе и улицы Коммуны реконструировалась и расширялась в три раза. В непосредственной близости от лесопарка сохранялась детская спортивная школа с собственным стадионом и бассейном. Ещё одна спортивная площадка проектировалась севернее Ириновского проспекта, западнее улицы Передовиков. Улица Передовиков в проекте продолжалась севернее Ириновского проспекта. Третий районный стадион размещался в квартале, ограниченным шоссе Революции, проспектом Наставников и Ириновским проспектом.

В систему зелёных насаждений включались школьные и детсадовские участки, внутриквартальные сады, бульвары вдоль большинства улиц. Общая площадь зелёных насаждений Ржевки-Пороховых в проекте составляла 530 гектара, или 10,8 кв. м. на человека. Площадь зелёных насаждений в жилых кварталах должна была быть не менее 60% от их площади.

Планировка района создавалась под давлением дороговизны изъятия сельскохозяйственных угодий. Из-за этого предпринимались самые разные варианты уплотнения застройки. Например, школы группировались по две, для каждой из пар оборудовался один объединённый стадион.

Продолжение Заневского проспекта:



Особый подход применялся архитекторами к оформлению продолжения Заневского проспекта (ныне проспекта Косыгина), Центральной Дуговой магистрали (ныне Индустриального проспекта) и места их пересечения. Это место должно было стало архитектурным, транспортным, культурно-общественным центром Ржевки-Пороховых. Здесь планировалась главная площадь района, разделённая на две части. Первая - транспортная, с перекрёстком дорог, подземными пешеходными переходами и автостоянка. Вторая - пешеходная, окружённая Дворцом Культуры, кинотеатром и универмагом, выставочным комплексом, кафе, рестораном, гостиницей и Домом Моды. Под пешеходным пространством оборудовалась двухуровневая подземная стоянка на 1000 машиномест. В центре пешеходной зоны предлагалось установить памятник, скульптурную группу или фонтан. Главную городскую площадь украшало высотное здание - главная архитектурная доминанта всего района.

Главная площадь Ржевки-Пороховых:



Ансамблю на Заневском проспекте подчинялись и другие композиционные центры. Например, площадь на пересечении Хасановского (Наставников) проспекта с продолжением Партизанской улицы (проспекта Ударников) и проектируемой улицей №3 (проспектом Энтузиастов). Эти два подцентра имеют с главным центром удобные пешеходные зоны.

Проспект Ударников соединялся с Партизанской улицей, а проспект Энтузиастов - со скоростной магистралью, проведённой вдоль соединительной ветки Финляндской железной дороги. Такой магистралью, проложенной по эстакаде, должна была сталь Бокситогорская улица. Под эстакадой, которая проектировалась единым сооружением с полотном насыпи железной дороги, создавались двухэтажные гаражи. В районе пересечения с Заневским проспектом скоростная магистраль разделялась на два направления: на восток и запад. В первом случае полотно трассы опускалось с эстакады на уровень отметок земли. С соседним районом посредством виадука соединялась улица Коммуны, а Индустриальный проспект проходил под скоростной магистралью и линией железной дороги.

Скоростная магистраль предназначалась в том числе для отвода грузового транспорта, который при такой планировке уличной сети не попадал бы в пределы жилых кварталов.

В отличие от предыдущего ПДП, Заневский проспект делает поворот в месте его пересечения с Индустриальным проспектом. Тогда впервые была сформулирована идея его продолжения в сторону Янино и Колтушей.

Западная и южная скоростные магистрали развязывались со всеми пересекаемыми улицами в разных уровнях.

Интересно, что на ширину улиц влияли и нормы гражданской обороны. Так, ширина магистралей городского значения в красных линиях должны быть не менее 2,5 высоты окружающих жилых корпусов. Этим исключался завал магистралей в случае разрушения зданий.

Кварталы к северу от Заневского проспекта застраивались только домами повышенной этажности. Они архитектурным становились "стержнем" района. Все торгово-бытовые учреждения здесь проектировались встроенными в первые этажи жилых зданий. Для складских помещений и гаражей использовалось подземное пространство. Эти кварталы повышенной плотности заселялись в основном активной группой населения.

Для массовой застройки предлагались типовые дома серии 1ЛГ-504 в 9 и 12 этажей, серии 137 в 9, 12 и 16 этажей. В наиболее ответственных местах ставились дома по индивидуальным проектам.

Из старой застройки сносились все деревянные дома и малоценные кирпичные. Сохранялись только построенные относительно недавно кирпичные здания в районе улиц Лазо и Отечественной.

ПДП 1974 года предлагал вести строительство в две очереди. Первая - кварталы севернее проспекта Энтузиастов. Вторая - остальные кварталы.

Жителей Ржевки-Пороховых предлагалось обслуживать двумя категориями общественных учреждений. К первой относили учреждения повседневной потребности: неспециализированные, продовольственные и промтоварные магазины, магазины полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий (кафе и столовые), химчистки и прачечные, сберкассы, молочные пункты, школьные и дошкольные учреждения. К учреждениям периодической потребности относили культурно-спортивные секции, которые дополняли повседневный быт горожан, удовлетворяли специфические индивидуальные потребности населения. Кроме спортивных клубов в эту группу включали театральные кружки, рестораны, специализированные магазины, различные салоны и т.д.

Все общественные учреждения размещались в торгово-бытовых комплексах (кроме отдельных школьных и дошкольных корпусах). Проекты этих строений разрабатывала 13-я мастерская института "Ленпроект". Учитывая мобильность населения, торгово-бытовые комплексы размещали в близости от остановок общественного транспорта.

В 1974 году прокладка линий метро в район не планировалась. Именно тогда было определено, что станция "Ладожская" будет находится у Ладожского вокзала. К ней из Ржевки-Пороховых притягивается большинство маршрутов общественного транспорта. При этом трамвайная линия первоначально проектировалась не вдоль проспекта Косыгина, а вдоль Хасанской улицы. В отличие от текущей ситуации, проект предусматривал продолжение трамвайной линии от проспекта Наставников на север в сторону Шафировского проспекта и на юг, к улице Коллонтай.

Маршруты троллейбусов и автобусов определили почти так, как они реализованы в настоящее время. Разве что, автобусы тогда не планировали пускать по проспектам Ириновскому и Наставников. В этом же проекте появилась и совмещённая трамвайно-троллейбусно-автобусная станция, которая была реализована. Автобусное кольцо на Белорусской улице в проекте предназначалось также и для троллейбусов.

Схема движения общественного транспорта:



Со всех четырёх сторон район окружён коммунальными зонами, где предлагалось создать гаражные комплексы. Коридоры под линиями электропередач отдавались под полуподземные автостоянки. Такие комплексы были бы врыты на 1,5 метра в землю, выступали бы над поверхностью всего на 1 метр, были бы засыпаны грунтом и засажены травой и кустарниками. Таким образом предполагалось создать гаражный комплекс на 4000 машиномест. Дополнительные места для машин устраивались под эстакадами скоростных магистралей, проложенных вдоль южной и западной границ района.

Проект предусматривал количество гаражей и машиномест на стоянках исходя из нормы в 30 автомобилей на 1000 человек. В перспективе норма должна была увеличиться до 120 автомобилей на 1000 человек. К слову, сейчас норма равна 300, что всё равно недостаточно для адекватного размещения автомобилей.

Всего в районе планировалось построить гаражей на 20282 машиномест. В это число входил комплекс из шести подземных паркингов вдоль Заневского проспекта (в сумме на 4000 машиномест), а также гаражные комплексы вдоль линий электропередач, железных дорог, под эстакадой скоростной магистрали, парковки внутри жилых кварталов. На Ржевке-Пороховых проект предусматривал строительство пяти АЗС и трёх станций ТО.

Мало кто знает, что в нашем районе есть не только железнодорожная станция "Заневский Пост", но и "Полюстрово". Если с "Заневского Поста" ещё лет 10 назад можно было уехать на электричке, то "Полюстрово" всегда выполняла только грузовую работу. С развитием Ржевки-Пороховых пассажиропоток планировалось перевести на эту станцию, при этом увеличив здесь количество железнодорожных путей с одного до шести. Пассажирская платформа должна была быть построена к югу от пересечения железной дороги с шоссе Революции. Пассажирская платформа на Заневском Посту ликвидировалась, к востоку от неё проектировался крупный складской комплекс. При этом, однопутный подход с севера к Заневскому Посту стал бы двухпутным.

Квартал №46 ныне занят Хасанским рынком и магазином "Лента". В ПДП-74 эта территория отдавалась под строительство районной котельной и базы хранения песка. Этот песок требовался для зимней обработки улиц. Здесь же должна была быть стоянка для коммунального транспорта.

Итак, с учётом всего вышеизложенного, Ржевка-Пороховые становились настоящим "городом-садом". Но в действительности, реализация этих планов столкнулась с большим количеством преград.

С 1974 года начался процесс перебазирования промышленных и военных объектов с территории будущей жилой застройки. Об этом свидетельствуют приложенные к ПДП-74 согласования, письма и резолюции профильных организаций.

Одновременно с этим проект проходил согласования в различных инстанциях. Основные претензии к нему высказала Ленинградкая Городская Санитарно-Эпидемиологическая станция. Главный санитарный врач Ленинграда А. Я. Дударев оказался не хуже современного Онищенко и проехался по недостаткам проекта со всей присущей санитарам суровостью. Основными проблемами стали недостаточная шумозащищённость будущего жилья (главным источником шума был аэропорт "Смольное"), завышение плотности жилья в некоторых кварталах, недостаточные защитные зелёные зоны вокруг промышленных предприятий. Был и ряд других недостатков.

Долго решался вопрос с защитой от шума, производимого самолётами, пользующимися аэропортом "Смольное", ныне известном как аэропорт "Ржевка". Проектировщики ссылались на то, что им заказан проект перевода аэропорта в другое место к 1976 году. На это санитарный врач отвечал, что горисполком не принимал соответствующего решения, а значит рассчитывать на перевод аэропорта невозможно.

Переписка между Ленпроектом и представителями авиации говорит о том, что несмотря на решение использовать здесь только самолёты ИЛ-14 и БЕ-30, аэропортом в 1970-х годах пользовались и ЯК-40 (реактивный), АН-24, что и создавало повышенный уровень шума. Окончательный перевод этих типов самолётов в Пулково решил проблему.

Ещё одним долго обсуждаемым камнем преткновения стали местные проезды вдоль магистралей ("карманы"). Санитарный врач настаивал на том, что они, также как и основная трасса улицы, должны быть защищены от тротуаров зелёными насаждениями. Это аргументировалось тем, что практика их использования показывает проезд по ним не только местного, но и транзитного транспорта.

Согласования ПДП по приложенным документам прослеживаются вплоть до 1976 года. Архив Ленниипроекта содержит планы застройки кварталов, самые ранние из которых относятся к 1977 году. Строительство началось в 1979 году. Вероятно, в это время продолжалась подготовка к реализации проекта, его доработка в деталях.

Как видно на фотографиях макета Ржевки-Пороховых, реальная застройка разительно отличается от той, которую предложила к реализации 1-я мастерская Лениипроекта. Это объясняется тем, что макет - это свободный полёт фантазии архитекторов, оторванный от реальной мощности домостроительных комбинатов, от текущих потребностей города в административных площадях. Именно из-за отсутствия потребности в большом количестве новых офисных помещений Ржевка-Пороховые лишилась крупного административно-делового центра. В течение 20 лет его территория была зарезервирована городом, была занята временным рынком. Не так давно этот квартал застроили жилыми домами.

С 1977 года 4-я мастерская Ленниипроекта разрабатывала проекты планировки районов, привязанные к реальным условиям. Только с этого этапа проектирования архитекторы стали ориентироваться на требования ДСК, на текущие потребности города в различных типах помещений. Со временем менялись строительные нормы, регламенты, издавались новые приказы. Этим и объясняется разница между макетом и реальной ситуацией.

Вероятно, общественный центр мог быть бы создан в ситуации, если бы страна переживала в 1980-1990-х годах экономический подъём. Но случилось ровно обратное.

Есть почва для дискуссии и по поводу необходимости строительства отдельных спортивных объектов. К примеру, нужен ли сейчас большой стадион на Ржевке-Пороховых? Конечно, на первый взгляд он был бы крайне полезен. Но реально, кто мог бы им пользоваться? Вот если бы Газпром решил не уничтожать творение архитектора Никольского, а выбрал для стадиона Зенита другую площадку...

Не так давно мне удалось взять интервью у генерального директора Треста №101 Прокофьева Вячеслава Ивановича. В 1979 году он был одним из прорабов на стройке Ржевке-Пороховых. Но это уже материал для следующей статьи.

  • 1

Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
«аэропортом в 1970-х годах пользовались и ЯК-40 (реактивный), АН-24, что и создавало повышенный уровень шума. Окончательный перевод этих типов самолётов в Пулково решил проблему.»
Как понять эту фразу?
До самого последнего дня работы «Ржевки» на нем садились и взлетали Ан-2, Як-40, Ан-24…и 32 и т.д.
Что имелось ввиду под фразой «Окончательный перевод этих типов самолётов в Пулково решил проблему»?

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

Имеется ввиду, что главсанврач Ленинграда запретил реализовывать проект до тех пор, пока эти типы самолётов летают на Ржевку. Как только они стали приземляться и взлетать в Пулково, эта проблема исчезла.

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
Опять не понял...
Из текста краткий смысл. Гласанврач не утверждал проект планировки района в связи с близостью "Смольного". Далее по тексту это замечания было снято (проект подписан главсанврачем) после перевода ряда самолетов в Пулково..
Но как факт указанные типы самолетов были наоборот переведены с Пулково на Смольный (вроде как после начала реконструкции Пулково +- 1965-1971-надо уточнить) и летали со Смольного по большим и малым городам ближайших областей, и обратно в Пулково они уже не вернулись (Разделились Пулково Средне-Дальне магистрали, Смольный сельхоз и ближние маг.). Мало того Смольным пользовались служебные самолеты, у крупных предприятий были собственные борта (скажем САРЗ –вып. Яков летали на Як-40 ну и т.д. по принадлежности).

То есть какая-то не увязка..


Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
О нашел "1973 год. Аэропорт переименован в «Пулково». Открыт новый аэровокзал Пулково-1" Походу даты рядом 1973-1974.. может об этом велась речь..ведь во время подготовки проекта планировки Смольный работал в другом режиме так как принмал часть бортов с Пулково.

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

Может и об этом. В любом случае, в 1979 году началась стройка, а уже в октябре - первые новоселья. Над новыми домами Як-40 летать не имел право, значит и в Смольный залетать уже не мог.

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
Не знаю, что он там не имел права.. Но как факт Як-40 летал до последних дней жизни Смольного это факт..

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

Ан-24 заходили на посадку (в аэр. "Ржевка") с запада, а Яки взлетали и садились с востока, со стороны Всеволожска. Поэтому уважаемый achernega и не видел Яков

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
Мне кажется Вы ошибаетесь..Посадка и взлет производятся в основном против ветра (желательно).
Потому самолеты садились с разных сторон.
Не однократно, я лично, наблюдал пролет як-40 над нашим районом с последующей посадкой на "Смольном" .
Вот взлет в сторону города лично я не видел...
Возможно в этом было требование санврача. запрет на взлет в сторону города?

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

Наверное Вы правы.
Взлетать Якам на запад было нельзя из-за большого шума

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

При взлёте шум значительно больше, чем при посадке?

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

При взлёте уровень шума больше, чем при посадке.
Турбореактивные (Як-40) шумят больше, чем турбовинтовые (Ан-24)

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
Да уровень шума при взлете и посадке различен..
Взлёт и набор высоты происходит на "макимале"
Потому шум двигателей очень высок, превышает допустимые нормы (тем более это наш авиопром)
А вот посадка производится на режиме работы двигателей необходимом для удержания посадочной скорости.

Очень интересно было почитать, спасибо. А по шуму самолетов, привычному с детства, кстати, очень скучаю.

Это документы Лениипроекта?

Это из архива КГА.

Как Вы получили эти документы? По запросу? За плату?

Сначала надо придти в архив и подобрать необходимые документы для копирования. Исходя из их количества Вам выпишут счёт. Как только счёт будет оплачен, они скопируют документы на диск. Цены не слишком большие. Сканы двух ПДП (каждый примерно по 150 листов), плюс сканы разных планов (в очень хорошем разрешении) обошлись в тысячу с чем-то.
Контакты архива КГА и график его работы есть на сайте КГА. Комитет расположен на улице Зодчего Росси.

Нужно прийти в архив и что сказать? Что хочу такой-то проект? Или у них есть какой-то каталог?

В интернете каталога у них нет. Можно попробовать попереписываться по электронной почте. Но не всегда они поймут что Вам надо. А на месте архивисты могут сразу показать на компьютере что у них есть, и Вы сами сделаете выбор. Что сказать? Тут уж Вам виднее. Просто опишите что и зачем нужно, хотя бы тему, направление поиска.

А как вы обосновывали зачем это нужно было вам? Цели?

Сказал правду - нужно для книги о Ржевке-Пороховых.

То есть для краеведения? Просто эти документы имеют и юридическое значение.

Не знаю по поводу юридического значения. Но озвученной мной цели вполне хватило. На сканах планов имеется печать с грифом "Секретно". Но это карты 1970-х годов, очевидно гриф секретности уже снят.

Гриф не снят, но под определение секретных документов в действующем законодательстве они не попадают. А юридическое значение очень большое, при проектировании и строительстве эти документы должны учитываться, кроме того многие из них не утратили своего прямого значения как документов по планировки территории. Но они не учитываются и властью всячески скрываются при возникновении конфликтных ситуаций.

  • 1
?

Log in