achernega


Прогулки по Петербургу

заметки краеведа


Previous Entry Share Next Entry
Татаров против Парфёнова и Познера. 5 вопросов к РПЦ
achernega
В последнее время журналистское сообщество активно педалирует тему "наездов" на патриарха Кирилла. СМИ пишут о 20-миллионном иске его святейшества к бывшему министру здравоохранения, о фокусах с дорогими часами. Ничего удивительного в этих событиях не вижу. Интересен расклад сил между теми кто патриарха защищает, и теми кто задаёт ему неудобные вопросы.

Искренне уважаю журналиста Валерия Татарова за его передачу "Нужное подчеркнуть" на 100-тв. Это одна из немногих передач, которые я внимательно смотрю. Однако, после выпуска 9 апреля я впервые готов оппонировать телеведущему. Валерий Татаров поставил вопрос так, что нападки на патриарха Кирилла - не иначе как атака Березовского, который заказал информационную войну. К сожалению, сейчас сайт 100-тв не работает, не могу дать ссылку на видео.

Так что, другие, не менее известные тележурналисты Леонид Парфёнов и Владимир Познер тоже наймиты беглого олигарха Березовского? Вот ссылка на премьеру их проекта на канале "Дождь": http://www.youtube.com/watch?v=qDbFhOKbNEo

Один из сюжетов посвящён патриарху. Парфёнов и Познер говорят о его часах, кортеже, чартерах, иске против Шевченко...

Для меня вся эта суматоха ничего нового не открыла. И до появления в сми этих тем, у меня были вопросы если не к главе православной церкви, то к РПЦ вообще.

1) Откуда у православной церкви такое стремление к обогащению? Почему православные церкви буквально набиты битком драгоценными металлами и камнями? Обязательно ли оборачивать иконы в золото и вставлять в них алмазы? Обязательно ли покрывать купола храмов золотом?

2) Почему посетитель православного храма становится в положение раба божьего? Почему в православном храме нельзя сидеть, откуда такой строгий дресс-код? Почему в католическом и лютеранском храме можно сидеть, быть в любой приличной одежде, говорить по сотовому телефону, фотографировать без разрешения? Почему к католикам и протестантам Бог относится не так сурово, как к православным?

3) Откуда у православных священников стремление к забюрокрачиванию общения с прихожанами? Для фотосъёмки в костёле святой Екатерины и лютеранской церкви святого Петра мне было достаточно спросить разрешения у служащего храма. В казанском же соборе меня обязали написать письмо, и только после рассмотрения моей письменной просьбы, может быть, на фотосъёмку дадут добро.

4) Почему православных верующих не приучают к самостоятельному мышлению и поиску истинного пути? Почему нас называют "паствой", то есть овечьим стадом: http://slovari.yandex.ru/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/
и не дают права на выработку способности мыслить самостоятельно?

5) Должен ли патриарх быть примером для своих подопечных? Если основная беда России ныне - стремление к обогащению любыми средствами, то стоит ли патриарху пропагандировать своё богатство? Возможно, правильнее было бы пропагандировать скромность в быту и в работе? Какими делами, а не словами и проповедями, глава православной церкви может дать нам пример?

От лица всей церкви может говорить только Патриарх, однако я с радостью отвечу вам с позиции обычного прихожанина одного из петербургских православных храмов.

1) Никакого такого стремления к обогащению в церкви нет. Есть мнение, и мне оно импонирует, что храм - это самое важное место в жизни христианина после собственного дома (дом считается вторым по значимости, но тоже храмом). Так вот прихожане как могут ухаживают за храмом, прихожанами которого они являются, делают пожертвования. Богатый приход - богато украшенный храм, бедный (какой-нибудь сельский) приход - скромная церквушка. Богатство храмового убранства символизирует собой то, что главное сокровище его прихожан находится именно в нём.

Хм... красивое объяснение, спасибо. Значит, дело только во вкусе. У европейцев вкус один, они украшают храмы по своему, скромно. У азиатов вкус другой, у них золота в храмах ещё больше чем у нас. Одни стати Будды из золота чего стоят. А у православных - нечто среднее. Не так пышно как в Азии, но не так скромно как в Европе.

2) Рабом Божий - это тот, кто трудится во исполнение Его заповедей и во имя Его. (Просто зайти в храм пофотографировать - это никакое не рабство.) Таинство (обряд) крещения так появилось: в древности рабов при передачи от одного хозяина другому мыли (baptisma с латинского - омовение) и переименовывали. Так и теперь человек передает себя из рабства греховного в рабство Христу (в русском языке созвучными являются слова Христос и крест, отсюда и пошло - креститься, хреститься, предавать себя Христу). При этом он окунается в купель и берет новое крещальное имя (которое часто совпадает по светским).

Стояние в храме нужно не Богу, а человеку. Молиться можно хотя лежа, хотя кверху ногами (как распяли святого Петра - вниз головой, и он молился). Но у не ограниченного в движении христианина обычно не возникает вопроса о том, как нужно стоять перед Всевышним. Это как бы часть того рабского труда, приносимого Господу. Ничтожного по сути, но все же труда. Повторюсь, для здорового человека это тьфу, даже вопроса не возникает такого.

Разговаривать по телефону нельзя по той же причине. Если на концерте классической музыки разговор по мобильному - это сами знаете что, то что же, перед Господом, перед Всевышним, в его храме, значит, можно?

Этот вопрос был скорее риторический. Мне понятно, что правила поведения в храмах определяет не Бог буквально, а сам человек. У православных принято по одному, у католиков по другому, у мусульман вообще по третьему - принято молиться сидя на корточках. Какие правила приняты в обществе, так его члены себя и ведут.

И, благодарю за развёрнутые ответы на мои вопросы! Здесь мне интересна дискуссия, спасибо что её поддержали.

Важность этих вопросов я вижу в том, что на мой взгляд, есть тесная взаимосвязь между принятыми в православии правилами поведения, и сложившимися в России условиями в светской жизни. И далеко не всегда эти условия меня устраивают.

3) Забюрокрачивание общения с прихожанами? Если человек зашел в храм просто из любопытства, то он от этого еще не стал прихожанином. Ну и фотографирование не есть общение. Храм - это дом молитвы, и прихожане в этом своем доме имеют право молиться сосредоточенно, а не под аккомпанемент досужих бесед туристов и фотолюбителей.

Согласен, я дал не верное определение. "Прихожанин" в вопросе надо заменить на "посетитель" :) И понятно, что в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Если в православном храме принято получать добро на фотосъёмку через официальную переписку, то так и должно быть. Не спорю. Но мне приятнее общаться с теми, кто такие вопросы решает проще, путём простого вопроса "можно ли?" Здесь я вижу тесную взаимосвязь между правилами церковными и правилами светскими. Интересно, это церковь породила бюрократизм в светском обществе, или наоборот?

Справедливости ради, надо сказать, что имею ввиду не все православные храмы, а именно Казанский. В том же Андреевском соборе было достаточно попросить благословения у священника.

4) Православные-то как раз стараются жить своим умом, а им все твердят посмотрите налево, посмотрите направо, а католики то, а протестанты сё.

5) Патриарх не требует ни от кого раздать богатство. Любое богатство приходит к человеку волей и попущением Божиим для чего-то, с какой-то целью, и это уже дело только Бога и того человека, которому он даровал богатство или попустил обрести так или иначе, каким образом и на какие цели будет оно пущено и что из этого получится.

По пункту №2 позвольте маленькую реплику:
стоять или сидеть.

А я считаю, что ещё лучше - лежать. А может быть в храмы джакузи поставить? Лежишь себе, вокруг пузырики. Тебе поют, на органе играют. Ляпота!

Вам следует вначале почитать об истории Христианства в нашем государстве - там содержатся все ответы на Ваши вопросы (хотя они наивные, детские, прямо скажем). Потом посмотреть какие-нибудь официальные документы РПЦ, правила поведения в православном храме (заодно и сравнить с правилами поведения в своем и в других конфессиональных храмах) - и у Вас не останется этих вопросов, надеюсь. Но появятся новые, что желательно даже, т.к. они будут уже другого качества.



Edited at 2012-04-11 03:16 pm (UTC)

Какую конкретно литературу об истории Христианства в России посоветуете?

Ваши вопросы вполне законны, тем более, что вызваны они, чувствуется, искренней заинтересованностью, а не желанием порочить и провоцировать Церковь. Немного добавлю по их существу:
1. Богословски, храм это образ (икона) Царства Небесного. В нем соединяется реально мир земной и Небо. Богословие образа (иконы) таково, что отношение к нему переходит на первообраз. Именно поэтому к иконам и к храму у христиан особое отношение (как, впрочем и к человеку, который есть тоже образ Божий). Икона (храм) по действию Божией благодати соединяет нас с первообразом, она как бы окно в мир духовный, небесный. Поэтому, храм это Дом Божий, а не просто место собрания верующих для молитвы. Икона (храм) имея вышеуказанное значение исполняется из материалов земных, и, конечно, по-человеческим понятиям самых ценных. Т.е., все, что материально ценное доступно храмоздателям, естественно ими и употребляется для постройки и украшения храма. Если ценностей материальных нет, то просто достаточно честного и добротного труда. Стремления к обогащению у Церкви нет, скорее, наоборот, Церковь это народ Божий (не только священнослужители), а храмы это Дом Божий, где Церковь совершает Таинства, входит в Богообщение. И, украшая храмы, Церковь (люди) не приобретает себе, а отдает Богу.

2. Просто посетитель храма еще не есть раб Божий. В храм может зайти любой, даже враг Божий. Но ответственность за храм перед Богом несут в определенной мере церковные люди, поставленные Богом в Его Церкви на это служение. "Рабы Божие" это определение не столько объективное, сколько субъективное. Нас Господь определяет как детей, друзей (в высоком понимании этого слова), мы же, нарушая и предавая Его грехом, определяем себя как рабы (и тем самым все же не отделяем себя от Бога). Лучше быть рабом Бога (в своем понимании), чем рабом греховных болезней - страстей.

Стоять в храме несложно тем, кто молится искренне, а не отбывает повинность. Сидеть в храме можно на определенных моментах службы, но это не обязательно, поэтому и нет обязательных седалищ. Аскетика (труд), понуждение себя обязательны в силу необходимости изменения, исцеления и преображения нашей человеческой природы, которая больна прежде всего духовно (телесные болезни вторичны). Такое исцеление и дается по благодати (дару) от Бога, с условием нашего труда и желания. происходит как бы соработничество (сотрудничество) Творца и человека, а это и есть труд, аскетика. Зная это, Православие бережет аскетику (пост,молитвенные правила, стояние в храме). И это не отношение у Бога к людям суровое или нет, а объективная необходимость. Аналогию можно провести с больными и врачами: есть несколько больных, есть несколько врачей, каждый из которых предлагает свой способ лечения. Естественно, излечится тот больной, чей врач имел больший опыт и знание своего дела.

Edited at 2012-04-11 10:14 pm (UTC)

любой институт церкви...это организация людей в первую очередь со всеми их заморочками и прочим, и пороками в частности...
РПЦ по своему устройству и стилю поведению мне вообще сильно так КПСС напоминает...
Что есть Господь? Для меня это - ЛЮБОВЬ! Где есть Господь? Для меня во мне и в каждой клетке этого мира... и для общения с ним мне ни к чему ни какие посредники...по этому я крайне редко хожу в храмы, не знаю молитв...ибо знаю, что Всевышний и так меня услышит в каждом миге моей жизни...а жить по чужим правилам, в данном случае правилам РПЦ, не вижу для себя ни какой позитивной пользы...
такое мое видение...
и в последнее время я все меньше и меньше вижу у служителей РПЦ того самого важного - принятия и все прощения...им все больше бы наказать, побрать и т.д....отсюда и часы и кортежи и охраны целый взвод...
Вот кого так боится патриарх? Своей паствы? Он так не доверяет своему Господу?!!! Видимо да, раз ему нужна охрана...

Это и есть право Вашей духовной свободы, верить, как пожелаете. Никто Вас в этом не ограничивает. Между тем, православные храмы строят именно православные люди, Церковь. Строят для Таинств, своих Таинств, понимаете. Это как семья. Православие это как большая вселенская семья, можете войти, можете не входить. Но, если не входите, не беритесь судить. Я, к примеру, не берусь судить порядки в Вашей семье, а тем более ее членов, Ваших отца, мать... Вы мне по праву дадите отпор. Так пожалуйста и Вы не лезьте к православным со своей критикой их внутренней жизни, это не Ваше дело. Патриарх лично Вам ничего не навязывает, и если что не так делает, то судить его вправе каноны Церкви, Собор, его совесть.

Охрана это не желание Патриархов, это желание органов безопасности (ФСО), которым не нужны лишние проблемы, для них Патриарх важен не как лицо духовное, а как человек, от которого зависит кое что в обществе, в силу влияния личностного фактора. Самому Патриарху, поверьте, это не нужно. Это как, если Ваш сосед будет охранять вашу дверь в квартиру от недобросовестных сантехников, только лишь потому, что боится за свою канализацию.

Еще добавлю, что Церковь это не человеческая организация, как Вы думаете, и как думают многие. Это Богочеловеческий организм, реальное Тело Христа, Он глава, а все истинно верующие Ему и в Него Его части. Это осуществляется реально (а не образно) в Таинстве Евхаристии, причащения Святых Тайн. И это есть Церковь. Убери все храмы на земле, а Церковь останется, и она по слова Отцов Церкви, прежде всего не организация. Все же остальные представления о ней просто шаблонные мифы и выдумки от незнания (или нежелания знать) ее природы.

Edited at 2012-04-11 10:20 pm (UTC)

3. По поводу съемки в храме Вам ответили... Добавлю лишь, что есть такое понятие как благоговение, оно знакомо всем людям. Так вот, если Вы имеете к кому-то или чему-то особое благоговение, то у Вас, естественно, будет желание оградить предмет Вашей любви от неблагоговейного отношения. Храм это не просто красивое здание с предметами искусства, т.е., он не является в сознании христиан ценностью материальной, он предмет благоговения, любви. От этого такое не всегда легкое согласие на фотосъемку. Но, если проявить уважение к святыне, то Вам не запретят это делать.

Это не вопрос "забюрокрачивания", скорее вопрос бережного отношения к духовному миру, присутствующему реально в храме. Повторюсь, для христиан храм это не музей, несравнимо больше. Это как, скажем, Ваших красивых детей, супругу, родителей захотят снимать туристы. Вроде, и ничего страшного, но как-то и не по себе на душе может быть...

4. Вас никто паствой не называет. Паства это члены Церкви Христовой, которые совсем таким наименованием не тяготятся, по той простой причине, что именно так их назвал Христос. И это не связано с мышлением, это связано с тем путем спасения, по которому идет христианин по жизни, имея руководителем в духовной жизни Самого Бога (Он Пастырь), а по Его образу и земных пастырей - духовников. При этом, даже православный христианин вполне вправе сам определять насколько он идет сам, а насколько советуется с духовником. Это не обязательство, а возможность, и чем умнее человек, тем больше он ее использует. Повторюсь, что речь идет об осознано доверивших себя Церкви (Христу), т.е., о людях церковных, живущих жизнью Таинств, отдающих себе отчет, что Бог для них не средство, а цель.

5. Это очень справедливо! Патриарх, конечно, должен быть во всем примером, причем всем. Но, что такое должен? Кто его к этому обязывает? Несомненно Бог и Церковь. Поэтому Бог и Церковь имеют это духовное право суда об этом. Святые Отцы и подвижники Церкви часто говорят, что не само имущество является пороком, грехом, пагубна страсть. Например, человек не владеет, но страстно очень хочет иметь дорогие часы, он завидует, осуждает тех, кто их имеет (только лишь потому, что сам не имеет возможности себе их позволить). И другой, ему такие часы подарили, и они показывают ему время, что, собственно от них и нужно. Но, в сердце, у него нет к ним страстного (болезненного) желания, они им не владеют. Так же и машина, она для кого-то роскошь (и тогда предмет зависти и осуждения), а для кого-то средство передвижения. Я не берусь лично о ком-то говорить конкретно, потому что мне это совершенно неважно. Мне не нужны дорогие часы и дорогая машина, и поэтому мне все равно, какие они у Патриарха, у моего соседа, у священника в храме. Если они их не украли, то и пускай пользуются! Это не порок. Порок - быть жадным, завистливым, вором, а еще больший порок это быть судьей других, тогда, когда на тебя это тяжкое бремя не возлагали.

Edited at 2012-04-11 10:07 pm (UTC)

И Вам большое спасибо за развёрнутые интересные ответы. Согласен, что "не суди и не судим будешь". Правда, в данном случае, глава православной церкви всё же публичная личность и несёт ответственность перед теми, кого духовно наставляет. Во всяком случае, это так в моём понимании. Несёт ответственность в том числе тем, что является примером. Иначе, как ещё воспитывать общество, в котором страсть к наживе часто перебарывает христианскую заповедь "не укради"? Как дать сигнал, что огромное имущественное расслоение общества - системная проблема, которую нужно исправлять не только увеличивая доход врачей, учителей и военных, но и воспитывая скромность у крупных предпринимателей?

Парфенову и Познеру

(Anonymous)
Отвечаю на вопросы двух категорических противников православия:
1. Не вам, неверующим евреям, судить моего патриарха. Не считайте чужие деньги - ибо они не Ваши. Они мои. Это я их даю церкви и как она их тратит - мое дело. Не ваше. Это мои храмы и я их покрываю так, как мне угодно. А вы рубите их топорами, плюете мне в душу и ваше племя ответственно за убийство русских людей.
2. Идите в синагогу и мечеть. Попробуйте задать такие вопросы там. В первом случае вы станете персоной нон грата почти во всем мире, во втором случае..Хе-хе..После второго случая, боюсь, вам сделают второе обрезание..
3. Какой у нас дресс-код - наше дело. Не нравится - не лезь. Зайди к раввину, там все объяснят.
4. Какой уровень бюрократии у меня в храме - мое дело. Не твое. давай я приду к тебе домой и начну у тебя снимать все на видео. Тебе может не все понравится - значит, ты тоже бюрократ.
5. Ваши лживые попытки представить людей стадом в дурном смысле на православных не повлияют. Вы дешево пытаетесь в русских невоцерковленых людям зародить гнев. Вы провокаторы и занимаетесь блудом. Вам воздастся по грехам вашим.
6. Наш патриарх - это не ваш патриарх. Вы не наши, вы не любили, не любите русских. Мы вас тоже.

Re: Парфенову и Познеру

вот он истинный, воинствующий верующий-фанатик...


>>Так что, другие, не менее известные тележурналисты Леонид Парфёнов и Владимир Познер тоже наймиты беглого олигарха Березовского?


П и П перемалывают на "заданную" Березовским тему... Продолжают не закамуфлированную "пуссириотику".
Как впрочем и,Вы,с Вашим подробным "обиходным" перечнем претензий.
Как и объекты внимания,своей риторикой(вы же знаете ответы до того,как составить вопросы)выдаёте своё идейное кредо.
Наймит Вы(как и 2"П") или пленник_ровным счётом ничего не значит:Вы- рабы!
Не Божии.
Идейной зацикленности и духовной несостоятельности....

?

Log in

No account? Create an account