achernega


Прогулки по Петербургу

заметки краеведа


Previous Entry Share Next Entry
Проект Кудрово конца 1980-х годов
achernega
Прошлый пост в моём блоге был посвящён истории деревни Кудрово, где нынче ведётся масштабное строительство очередного "муравейника" - жилого многоэтажного района. В нём я упомянул советский проект застройки этой местности, о котором узнал из журнала "Ленинградская панорама" от сентября 1990 года. Для полноты повествования о Кудрово я вновь взял в районной библиотеке журнал, благодаря чему могу пересказать содержание соответствующей статьи.

Вот фотография макета советского Кудрово:

img002t



Подозреваю, что в архиве КГА хранится проект детальной планировки Кудрово, описание которого и приводится в "Ленинградской панораме". Как и в ПДП Ржевки-Пороховых, здесь приводится текущее состояние местности. 30 декабря 1989 года жители Кудрово написали коллективное письмо депутату Заневского сельсовета Афониной, в котором описали свой быт. Оказывается, что далеко не все колхозные поля тогда использовались по прямому назначению. Под пашнями было занято только 43% территории. Река Оккервиль к этому времени превратилась в сточную канаву Новосергиевского свинарника. В Кудрово проживало 300 человек, из них 120 детей и инвалидов. Только 15 кудровчан работали в колхозе, остальные были трудоустроены в Ленинграде. Весь жилой фонд находился в ветхом, аварийном состоянии. Работала всего одна водопроводная колонка. В деревне не было телефона, не работали клуб, баня, библиотека.

Решение о включении Кудрово в состав города был поднял Генеральным планом развития Ленинграда 1966 года. Проект детальной планировки Кудрово был создан в рамках разработки Генерального плана 1986 года. Он должен был быть реализован в XIII и XIV пятилетках. К этому времени городские власти уже вложили средства в организацию подачи сюда воды, электричества, тепла и связи. Началось строительство тоннеля метро от станции "Улица Дыбенко" в сторону Кудрово.

При проектировании нового спального района архитекторы мастерской №1 ЛенНИПИгенплана решали судьбу железнодорожной ветки и грузовой станции "Нева". Так как рядом с ней были проложена линия электропередачи и водоводы Северной водопроводной станции, при ликвидации железной дороги надо было ликвидировать и их. В результате все эти объекты остались в проекте как естественная граница района. Путепровод в створе Народной улицы уже существовал. Другие, соединяющие Кудрово и Весёлый Посёлок магистрали, было решено пропустить под железнодорожной насыпью высотой 7 метров.

В технической зоне железной дороги должны были появится баня, гаражи, фабрика-прачечная, фабрика-химчистка, отделение милиции. Южный участок выделялся для депо метрополитена Лахтинско-Правобережной лении.

Территория Кудрово разбивалась на 10 жилых кварталов, 5 коммунальных зон и 5 рекреационных зон вдоль реки Оккервиль. Основой планировочной структуры стали продолжение Народной улицы, продолжение Мурманского шоссе и продолжение Товарищеского проспекта. Первые две магистрали соединялись на восточной границе района образуя въездную площадь - главную площадь Кудрово. Все эти улицы пересекались другими перпендикулярными им улицами.

Главной улицей Кудрово становилось продолжение Мурманского шоссе. Оно начиналось от главной площади и соединялось с проспектом Большевиков в районе его изгиба между улицами Тельмана и Крыленко. Северная стороны этой магистрали оформлялась бульваром, южная открывалась для осмотра перспективы архитектурных строений. В бульваре резервировались места под парковую скульптуру и фонтаны.

На продолжении Народной улицы создавались основные центры обслуживания населения. Так как эта дорога уже существовала как часть Мурманского шоссе, именно со строительства прилегающих к ней кварталов и должна была начаться застройка Кудрово. Она застраивалась бы комплексно, как главная рекламная площадка всего района. В 1993 году здесь планировалось открыть станцию метро "Народная". Рядом с ней могли появиться центры бытового обслуживания, магазины, ателье, столовые и кафе. Рядом проектом предусматривалась площадь перед проходной ремонтного завода подвижного состава метрополитена и междугородным автобусным вокзалом.

На главной площади Кудрово предлагалось создать центр организации досуга. Он должен был стать эмблемой района, архитектурной доминантой, визитной карточкой Ленинграда с востока:

img001t

Характерной чертой ПДП Кудрово стало широкое внедрение в городскую среду деталей ландшафтной архитектуры. В тексте статьи говорится о том, что здесь возрождались принципы построения дворцово-парковых ансамблей. Это хорошо видно на фотографии макета в части создаваемых в Кудрово парков. Что касается жилых кварталов, то единственной аллюзией на старые парки здесь стали бы пешеходные дорожки, которые прокладывались не параллельно и перпендикулярно друг к другу, а естественным, криволинейным способом. Через кварталы прокладывались рекреационные полосы, соединённые с лесными массивами Невского парклесхоза и парком вдоль реки Оккервиль. На этих полосах могли появиться смотровые площадки.

Ещё одной необычной чертой ПДП стало наличие в нём церкви.

Парк вдоль реки Оккервиль делился на тихие и шумные зоны. Здесь появились бы пляжи, пансионы для престарелых, профилактории. Рядом предлагалось построить стадион, спортивный центр с крытыми залами и бассейнами. Неподалёку создавались площадки для диспансера со стационаром и станцией скорой помощи, больница с медицинским училищем, детская больница и родильный дом.

К 1998 году в Кудрово планировалось построить 2 160 000 кв. м. жилой площади (42 000 квартир). Для выполнения этого плана пришлось согласиться с повышением средней этажности в 12 этажей. Напомню, что средняя высотность Ржевки-Пороховых - 10 этажей. В таких условиях комфортное проживание могло быть достигнуто только при внедрении вертикального зонирования территории. То есть первые этажи большинства зданий должны были быть отданы под общественные нужды.

Первая очередь строительства предусматривала возведение 1 020 000 кв. м. жилой площади (19 400 квартир) для 56 000 человек.

История рассудила так, что реализация советского плана застройки Кудрово была остановлена в начале 1990-х годов крахом советской экономики и распадом СССР. Современный проект реализуется на совсем других экономических и социальных принципах, создан фактически заново.

?

Log in