achernega


Прогулки по Петербургу

заметки краеведа


Previous Entry Share Next Entry
особняк Устинова
achernega
Оригинал взят у fretkus в особняк Устинова


В начале Моховой улицы в Петербурге в глаза бросается небольшой особняк, фасад которого украшен декором, а также изящной аркой. Кроме того, фасад выдержан в бело-зеленых тонах, что выгодно выделяет здание среди прочих близлежащих строений. Особнячок на Моховой привлекает также и своим ухоженным внешним видом, объяснение которому находится весьма простое, но об этом чуть позже.

1.


Кстати, надо сказать пару слов и о самой Моховой улице, причудливой своим обманчивым названием. Первоначально проложенная еще в Петровское время в болотистом месте эта улица называлась Хамовая – от Хамовного (ткацкого) двора, находившегося в то время на месте домов по четной стороне улицы. В конце XVIII века название улицы, показавшееся неблагозвучным, сменили на Маховая, а чуть позже – на Моховая. Впрочем, существует также версия, тождественная объяснению аналогичного названия улицы Москвы, на которой взаправду торговали мхом.
Но все же вернемся к особняку.

2.


3.


4.


Здание не раз перестраивалось и за все время своего существования сменило немало владельцев. В 1730-х годах здесь находился двор штаб-квартирмейстера М.И. Маркова с деревянными строениями и садом. В 1759 году дом купили служившие в Семеновском полку братья Илья и Петр Вихляевы. Они сдавали дом внаем, однако, по всей видимости, это не приносило большого дохода. В результате дом был ими заложен и не выкуплен в срок. Владельцем по закладной стал М.Б. Манучаров.
В 1780-х годах четверо братьев Манучаровых по приезде в Петербург записались как «иностранные гости» (купцы), а вскоре подали прошение о внесении их в дворянскую родословную книгу. При этом братья продолжали заниматься своим основным делом – торговлей драгоценностями, что принесло им порядочное состояние. В период владения домом Манучаровыми , оный был уже каменный в два этажа: на втором этаже размещались жилые покои, а на первом – помещения для прислуги и винный погреб. На территории двора по-прежнему располагался большой сад, что доходил аж до Гагаринской улицы (ныне параллельная Моховой).
Вслед за Манучаровыми домом владел сенатор И.Г. Резанов, после смерти которого его сын Дмитрий, поручик лейб-гвардии Преображенского полка, в 1788 году продал дом вдове генерала С.М. Черноевича Елизавете Аристарховне. До 1790-х годов домом владела дочь Е.А. Черноевичей Анна Семеновна Муравьева-Апостол.
В первой трети XIX века участок принадлежал жене надворного советника П.П. Кандалинцевой и ее сыну Николаю. К 1830-м годам дом уже был трехэтажны, а справа существовала высокая пристройка с воротами. Именно таким приобрели его следующие владельцы Устиновы, имя которых впоследствии и закрепилось за домом на Моховой.

5.


6.


Согласно чертежам парадный вход должен был быть обрамлен массивным выступающим вперед сводчатым крыльцом, которое предполагалось несколько лет назад восстановить. Однако от проекта пришлось отказаться ввиду того, что в зимнее время наличие подобного крыльца существенно бы затрудняло работу снегоуборочной техники. Надо признать, в этом есть рациональное зерно, поскольку Моховая – улица узкая.

7.


В 1875-1876 годах владелец дома тайный советник М.М. Устинов предпринял работы по перестройке дома. В соответствии с проектом видного зодчего В.А. Шретера фасад дома был отделан в стиле необарокко с полным сохранением конструкций начала XIX века. Существует также предположение, что при отделке дома архитектор по желанию владельца подражал наружному убранству находящегося поблизости, на улице Чайковского особняка Е.М. Бутурлиной, построенного архитектором Г.А. Боссе в 1857-1860 годах. Данному предположению несложно поверить, поскольку оформление фасадов обоих домов во много схоже. В настоящий момент при сравнении двух домов можно видеть, что фасад дома Бутурлиной украшен много богаче, но, как водится, не все то золото, что блестит. Внутреннее убранство особняка Устинова поистине поражает воображение.
Прямо с порога, взглянув на потолок, можно увидеть изящную резьбу по дереву и массивную затейливую люстру.

8.


Чуть дальше, через пару-тройку ступенек по обе стороны лестницы установлены скульптуры.

9.


10.


И, наконец, парадная лестница и совершенно сказочный холл.

11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


Удивительное зрелище открывается над головой: стеклянный узорчатый потолок увенчан также стеклянным куполом, которого, однако, к сожалению, не видно ни снизу, с лестницы, ни со стороны улицы.

23.


24.


Отдельно следует сказать о гербе Устиновых, что изображен как в интерьере парадной лестницы, так и на фасаде здания.

25.


26.


Герба Устиновых нет в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи»: он относится к так называемым «дипломным гербам». Этим термином принято обозначать Высочайшие утвержденные гербы, которые не были своевременно внесены в «Общий гербовник».
Дворянский род Устиновых – из числа молодых. Его основателем стал Петербургский и Саратовский купец, промышленник и предприниматель Михаил Андрианович Устинов (1755-1836). Будучи обладателем огромного состояния, он оказал немало услуг государственной казне, за что был награжден шпагой и чином коллежского асессора. В 1808 году он начал свою карьеру на государственной службе, которую завершил в 1823 году в чине надворного советника, имея орден Св. анны 2-ой степени и Св. Владимира 3-ей степени.
Герб, надо признать, составлен из довольно избитых элементов. Черное крыло имперского орла – в указание на монаршее покровительство и оказанную подданному милость. Шестилучевая звезда – в знак возведения его в дворянское достоинства. Пчела и колосья – в знак отражения его трудолюбия и стараний на пользу Отечества. Топорик в сплетенном пучке прутьев и вовсе всегда отличался эдаким «контрольно-надзорным» привкусом.
Интересно также то, что вместо обычной «русской» дворянской короны, где листовидные зубцы чередуются с увенчанными жемчужинами, в изображении герба употреблен аналогичный венец скорее «немецкого» типа: те же пять зубцов, но все они – с навершиями в виде жемчужин. Впрочем, оба фасона обозначают один и тот же статус – нетитулованного дворянина.
Помимо стен в интерьере интерес представляют также и другие элементы, как то: потолки, люстры, массивные резные деревянные двери и даже старинные дверные ручки.

27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


Помимо парадного холла с роскошной лестницей имеется в особняке еще одно помещение, от которого взаправду дух захватывает – Мавританская гостиная. К сожалению, какой-либо информации о ней отыскать не удалось, зато получилось запечатлеть оную во всей красе. Снимки, к слову, пожалуй, без лишней скромности можно счесть эксклюзивными, поскольку в сети иные фотографии указанного места не встречаются.

37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.


45.


46.


47.


В доме Устиновых с 1857 по 1891 год жил писатель И.А. Гончаров. Именно здесь он работал над романом «Обрыв». Квартира, которую он занимал, находилась на первом этаже окнами во двор. В одном из писем гончаров писал о том, как у него «зеленеет двор, как сирень буквально лезет в окна, как дикий виноград гирляндами заслоняет солнце от окон».
В 1920-х годах в особняке на Моховой размещался Производсоюз – учреждение по организационному объединению кустарей в промыслово-кооперативные артели. В начале 1930-х годов здесь находился Дом культуры промкооперации – клуб кустарей, членов артелей промысловой кооперации. Позднее здесь располагался научно-исследовательский институт Академии коммунального хозяйства РСФСР, и с 1960-х годов – инспекция Котлонадзора и лифтовая группа Гостехнадзора, Центральная лаборатория областного управления пищевой промышленности и редакция Комбината изобразительного искусства. В настоящее время в здании располагается Северо-Западное управление Ростехнадзора.

В заключение стоит сказать, что здание находится в прекрасном состоянии и таковом бережно поддерживается. Все камины и по сей день являются действующими.
Что до персональных впечатлений от съемки, признаюсь, что освещение в помещениях оставляет желать лучшего, отчего фотографии в условиях отсутствия штатива получились чуть более зернистыми, чем бы того хотелось. Вместе с тем безумно радует тот факт, что цветовую гамму внутреннего убранства удалось передать в точности, без искажений. Дерево действительно очень эффектного сложного цвета со слегка розоватым оттенком.


?

Log in