achernega


Прогулки по Петербургу

заметки краеведа


Previous Entry Share Next Entry
Андрей Макаров: от "Мотовояжа" и истоков ленинградской рок-культуры до современной архитектуры
achernega

Неделю назад в журнале "Прогулки по Петербургу" вышло моё интервью с необычным героем. Так сложилось, что чаще мы рассказываем о краеведах. Но ведь интересно не только прошлое, но и будущее Петербурга. А в этом случае важно мнение архитектора, человека, находящегося внутри созидательного процесса.

Андрей Сергеевич Макаров из тех архитекторов, с которыми можно вести интересную беседу не только на тему петербургских зданий. Именно он является создателем и руководителем компании «Мотовояж», с которыми давно уже сотрудничают «Прогулки по Петербургу». Он же проводит экскурсии на тему неформальной истории нашего города, в основном связанной с рок-музыкой 1960-90 годов.


Андрей Макаров

Андрей, обычно в начале интервью мы говорим о начале «творческого пути» человека, о его связи с Петербургом. Расскажи, ты родился здесь, в Ленинграде?

Да, у меня даже родители в Ленинграде родились. Я же родился в Купчино. Сейчас живу в Московском районе, жил на Васильевском острове одно время. Сейчас ближе к центру перебираюсь. Кстати говоря, к тому центру, откуда уехали мои родители. Моя мама жила в доме, в котором жил Довлатов, на улице Рубинштейна.

Наши «Прогулки по Петербургу» активно продают услуги твоей фирмы, организующей экскурсии на мотоциклах. Расскажи, как ты пришёл к «Мотовояжу»? Наверное, всё началось с хобби, с увлечения мотоциклами?<

Разумеется. Мы хотели рассказать людям далёким от мото-культуры, но желающим быть ближе к мотоциклам, как это поэтично - "ездить на мотоцикле". Но и момент прозы тут есть. «Мотовояж» был придуман во время кризиса 2008 года. Не было денег, неизвестно где их зарабатывать. Вот тогда мы создали «Мотовояж», он заработал в 2009 году. Идея катать людей - старинная, она давно витала в мотоциклетных кругах. Но этим никто серьёзно не занимался. Мы подвели под эту идею хорошую коммерческую основу. Хотя и сейчас это всё-таки больше хобби, нежели чем основная профессия.

Основная работа у тебя здесь, в архитектурной мастерской?

Да, «Мотовояж» - это сезонная работа. Зимой на байках особо не поездишь. Хотя есть кто ездит. Есть в нашем городе даже один мотоциклетный клуб, который каждый год обязательно привозит Деда Мороза в детский дом. Взяли они на себя эту работу, работают с городской администрацией. Это социальный проект, и у них здорово получается.

Поначалу был только твой байк?

Ничего подобного. У нас сразу же была группа единомышленников, друзей. Конечно, я их обзвонил, спросил: «Ребята, вы хотели бы таким делом заниматься?». Тех, кто сказал "да", набралось несколько человек. То есть сразу был коллектив, и я почувствовал, что всё получится.

Какие были самые крупные поездки? Помню, что ты собирал чуть ли не 20-30 байков!

Это были частные закрытые мероприятия богатых людей. Они просили устроить маленькое «байк-шоу». Человек сам любит байки, сам будто бы катается, и вот это "типа его друзья - байкеры" приехали. Нас приглашали на какие-то городские проекты. Представляли один их городских районов в пригороде Санкт-Петербурга.

Ещё заказывают нас на девичники - бывает и от десяти мотоциклов. Это - "самый кайф". Мы очень любим девичники, и ты, думаю, понимаешь, почему. Ведь когда приходят очень красивые девушки, то байкерам очень приятно их покатать и, вдобавок, получить за это деньги.

Супруга твоя из этой же среды?

Да. Мы познакомились у одного нашего знакомого байкера. Она к нему пришла в гости, и я пришёл. У нас оказались общие друзья, она тоже общалась в мотоциклетных кругах. Она даже говорила, что я видел её несколько раз раньше. И что я слишком долго провожал её взглядом и слишком внимательно (смеется)… Вообще, это здорово, когда у мужа и жены есть общие интересы. По профессии она - бухгалтер, это тоже оказалось очень удобно. Вот мы «Мотовояж» вместе и придумали. Супруга сама в нём участвовала, до того, как ребёнок появился. Делали "женский мото-эскорт" - это тоже людям нравится.

Это как?

Например, приезжают четыре девушки на четырех мотоциклах поздравить именинника. У нас было несколько таких случаев. Как-то раз поздравляли директора одного коммерческого предприятия. Ему подогнали трайк, то есть трёхколёсный мотоцикл. Он ехал на трайке с водителем, с ним сидела девушка, и этот трайк сопровождали четыре девушки на мотоциклах. Всё очень красиво, и он такой "брутальный мужик с сединцой".

В «Мотовояже» есть много маршрутов по городу, пригородам. Есть ли среди них особо популярная тема?

Практика показывает, что на самом деле людям в конечном итоге просто нравится кататься на мотоцикле. Всё равно где и когда. Если это центр города, и их ещё все видят - вообще прекрасно. По шоссе - тоже интересно, скорость наши люди любят. Кто хочет почувствовать скорость – есть прогулки по КАДу с заездом в Кронштадт на чашечку кофе. Эта прогулка и называется весьма показательно: "Властелин кольца". В основном, люди просто хотят прокатиться на байке, пофотографироваться, посмотреть на город с колёс мотоцикла.

Это только петербургская тема?

Когда я сделал «Мотовояж», в Москве, например уже было «Мототакси». И сейчас оно есть, только это начинали делать много раз разные люди. В Питере тоже такое появилось. Но это именно мототакси. Но у нас не мото-такси, у нас мото-прогулка. Мото-удовольствие, мото-приключение, мото-путешествие, мы отдыхаем, когда катаем людей, а не работаем. Это - концепция "Мотовояжа".

Андрей, по твоему мнению, можно ли сказать, что Петербург город, удобный для езды на мотоцикле?

Конечно! Нужно это сказать! Это самый лучший город для езды на мотоцикле! Нигде больше такого нет. Теперь я скажу, как архитектор. У нас есть так называемый ансамбль переливающихся пространств: Исаакий, акватория Невы, Эрмитаж, Стрелка Васильевского острова. То есть ты перемещаешься постепенно, причём с имперским размахом расстояний, от одного объекта к другому, созерцая красоты нашего города с колёс. Лучше чем на мотоцикле это не сделать никак. Почти без пробок, с ветерком.

В Москве такую зрелищность организовать практически невозможно. Где ты в Москве покатаешься? По Садовому кольцу, заехать Кремль посмотреть? Ну, ещё прокатиться вдоль Москвы-реки, вот, наверное, и всё. А пробки? Тут-то от пробок стонем, а там они просто страшные. Зато там приятно на третьем кольце покататься на скорости. Хотя, может я просто петербуржец, поэтому так мне кажется?

Я был во многих городах. Во всех исторических городах, кроме, может быть, Рима и Парижа, центр пешеходный. Там не прокатишься. А у нас он и большой и не пешеходный.

Его как раз пешком не обойти, а на мотоцикле можно за часик-другой проехать весь вдумчиво.

Андрей, ты водишь экскурсию "Ленинградский рок-н-ролл". Откуда берёшь информацию? Помогает ли собственный опыт, знакомства в этой среде?

Стержень экскурсии – мой собственный опыт, а я застал ещё последние годы Ленинградского Рок-Клуба, и моё личное отношение к этому, желание поделиться информацией. Выходили разные интересные документальные фильмы и книги, откуда я тоже пополняю информацию для экскурсий. У меня остались общие знакомые, друзья среди рок-музыкантов из "старой тусовки". Они тоже какие-то истории рассказывают, всё это добавляется, превращается в одну «большую прикольную байку», как говорят рок-музыканты.

Я рассказываю историю рок-музыки, как она пришла в СССР, когда. Рассказываю основную историю различных неформальных движений города, плюс какие-то интересные факты и забавные случаи из истории, которые имели место быть.


Арт-центр "Пушкинская, 10"

Показываю Ленинградский рок-клуб, Сайгон с парком "Эльф", Пушкинскую, 10. Это укладывается в двухчасовую пешеходную экскурсию. Когда едем на мотоциклах, то присоединяем "Камчатку", где Виктор Цой кидал уголь, и, если время позволяет, то и дом, где он жил. Там же школа, и ПТУ, в котором учился и написал песню «восьмиклассница». На всякий случай поясню, что все эти объекты находятся в разных местах города.

Андрей, можешь рассказать какую-нибудь "байку" из своих экскурсий?

Ну например, такая. Есть версия о названии группы «Аквариум», которое, возможно, связано с одним из трёх стеклянных магазинов на Будапештской улице между улицей Белы Куна и проспектом Славы. Там в 70-х годах был пивной бар на втором этаже, его и в народе называли «Аквариум». В нём иногда встречались будущие музыканты знаменитой группы и обсуждали свои рок-пристрастия. Возможно, что этот бар послужил в том числе поводом для названия группы, хотя, конечно же, я не отрицаю и всячески приветствую более глубокую смысловую нагрузку данного названия.


Бухарестская ул., 44. Один из "Аквариумов".

Ещё в "Ротонду" мы заезжаем. Она прославилась благодаря уникальной акустике и своей мистической легенде. В 80-е годы в ротонде собирались хиппи, музыканты.

Андрей, давай сделаем в нашей беседе крутой поворот. У тебя ведь образование архитектора. Как ты выбрал именно этот путь?

Я окончил ЛИСИ (СПбГАСУ - так точно назывался тогда ЛИСИ). А "путь" в него мне подсказала преподавательница из моей начальной художественной школы. Я хотел в «муху» поступать, но чувствовал, что что-то «не то». Не художник я. И мне как раз подсказали идти в архитектуру.

Ты занимаешься чаще дизайном интерьеров?

Нет, в больше степени экстерьерами. То есть фасадными решениями. Это, так называемая, большая архитектура. Интерьерами я занимаюсь в том числе, для разминки, так сказать. Такие разминки ещё и денег приносят.

Возможно, интерьеры просто более часто заказывают, а фасады меняются гораздо реже? Какая разница между большой и малой архитектурой?

Разница есть. Большая архитектура - как картина, которую смотрят со всех сторон, а не только в лоб. И нужно чтобы здание либо создавало свой контекст, либо поддерживало существующий контекст. Чтобы оно вписывалось в среду, чтобы отовсюду смотрелось привлекательно в соответствии с внутренним чувством гармонии. Интерьер ты видишь с одной точки, изнутри. А фасад ты видишь отовсюду. А доминанты, например, вообще работают издалека. Вот сейчас я гуляю с детской коляской по Верейской улице, например. Оказывается, что в створе этой улице стоит Исаакиевской собор! На таком большом расстоянии, но он прекрасно виден, и виден ровно в перспективном удалении улицы!

В создании каких построек ты участвовал?

Жилой комплекс «Жилой родник» - я формировал фасады в 3D-графике. Участвовал в разработке фасада здания «Олимп» на Новгородской улице, участвовал в разработке и придумал фасад представительства автоцентра Volvo в Санкт-Петербурге (Swed-mobile). Такое интересное здание получилось с диагональными полосами из другого вида стекла. Как обёрнутая ленточками подарочная коробочка. И это при всём том, что задумка противоречила корпоративным требованиям Вольво. Сюда в 2004 году даже специально приезжала делегация Volvo из Швеции. Ознакомилась с проектным предложением и разрешила воплотить его в Петербурге. Формировал фасад магазина "О’Кей" на Богатырском проспекте. Он достаточно необычен. "О’Кей" приветствует яркие и интересные фасадные решения своих магазинов. Помогал в формировании фасадов трёх домов вокруг станции метро «Крестовский остров». Много интересных проектов, но хочется заметить также, что много архитектуры рисуется "в стол", то есть по разным причинам проекты не реализуют. Ещё момент - к сожалению, опять же в силу различных причин, конечный продукт, то есть здание, которое видят люди, отличается от изначального проекта этого здания.


Приморский пр., 52 (представительство Volvo в Санкт-Петербурге)

Интересно спросить тебя как архитектора: какие из новых петербургских зданий тебе нравятся?

Дело в том, что архитекторы, к сожалению, или к счастью (я не знаю), оторваны от народа очень сильно. Архитекторы – это движущая сила, которая двигает это искусство вперёд. Если бы она создавалась народными массами в целом, если бы голосовали какое здание строить или нет, толку было бы мало. Большинством современных идей зданий, которые прорывают сознание масс, большой процент людей оказываются недовольны. Но это не значит, что это здание неорганично вписывается в город. Потом люди привыкают, и всё становится нормальным. Кстати, самый яркий пример, - это Эйфелева Башня. Просто это бывает довольно смелым решением.

Из современных проектов мне, например, нравится дом архитектора Герасимова, который поставили на месте Речного вокзала. Он может быть чуть-чуть укрупнён в масштабе. Это яркий пример гипермасштабности, который можно применить как раз на широких берегах Невы. Этот дом построен из простых недорогих материалов, простыми формами, очень лаконично, современно. Всё это очень "вкусно" сделано. Плюс «прострелы» - ниши в фасаде , с которыми, наверное, заказчик спорил, так как несколько квартир ушло из-за этого. Самое удивительное, что заказчик за красоту не платит. За одни и те же деньги, выделенные на проект, можно получить красивый или некрасивый дом с одинаковым количеством квадратных метров жилья. Эстетическая ответственность лежит целиком на плечах архитекторов. Заказчик, конечно, любит давать свои советы архитекторам, но лучше бы этих советов не было, если честно.


наб. Обуховской Обороны, 195 (ЖК "Дом-мегалит на Неве")

Небоскрёб банка «Санкт-Петербург» - спорная постройка. В форме этого здания есть некий "буквализм" - то есть он попросту похож на электрочайник и непонятно, по каким соображениям. Если бы там делали бытовую технику, была б понятна идея формообразования. Рядом стоит здание - "призма". Это здание, кстати, масштабно по отношению к Неве. Просто, к сожалению, всё, что сделано рядом с ней ранее – немасштабно. Нева, она же большая, и здесь должна быть крупная по формам архитектура, большого масштаба. Но она вырывается из контекста, там как рядом стоит храм, буквально как спичечный коробок. Вот это плохо. Но если бы поставили такую штуку меньшего размера, то она вообще бы ничего не держала. Вот такой парадокс. Это "призма" - как первое зерно того, как должна выглядеть набережная в дальнейшем. Может быть, поставить П-образное стеклянное здание и обернуть храм в него.

Нам очень в городе сильно не хватает, хотя со мной будут много спорить, "Москвы-сити". Ну, или "Дефанса". Называйте, как хотите. Пускай это будет не здесь, где-то за городом. Но важно, чтобы c корабля, который приплывают к нам в Морской порт, был виден именно силуэтный город издалека. К Таллину подплываешь - там с этой задачей справились за последние 10-15 лет. К ним как бы хочется подплыть. А у нас не так. Не на чём взгляд заострить – это не очень правильно.

Сейчас как раз идёт обсуждение новой набережной Васильевского острова. И пока всё это ещё на уровне концепции.

Этой набережной, точнее жилой застройкой на намывной территорией и наша архитектурная мастерская занимается. Я прекрасно знаю, что там будет. Мы там придумали интересные дома, заказчику очень понравилось. Мы предложили один дом сделать в виде океанского лайнера, другой – в виде контейнеровоза. Апартаменты, но как будто это контейнеры перевозят - очень эффектно выглядит. НО это должно быть именно метафорой и отсылкой к теме "порта". Самое cложное в архитектуре – сделать метафору, и не свалиться буквализм. Пройти по лезвию. Тогда всё будет очень красиво.

Торговый центр «Штрих-код» нравится, кстати. Это как раз очень яркий пример "метафоры в архитектуре". Гениальный ход! Ретроградам, разумеется, не нравится.

Для того чтобы лучше понять что и почему тебе нравится, хорошо бы понять что из новой архитектуры не нравится.

Понимаешь, у нас школа архитектуры развивалась в 90-х годах. До этого её вообще не было c конца 50-х годов, то есть с тех пор, когда Хрущёв издал указ о борьбе с излишествами в архитектуре. То архитекторы стали просто не нужны. До этого каждый дом был построен конкретным архитектором, а после – ДСК по типовым проектам. Школа архитектуры просто погибла.

И только в 90-х годах начали возрождаться индивидуальные архитектурные решения. Хотя, после такого перерыва, как в эстетике так и в технологиях, местами эти архитектурные "индивидуальности" настолько ужасны! Лубочные теремки, сложная игра сложными формами, непонятно откуда и почему взявшимися. Вот яркий пример – дом напротив бывшего кинотеатра на проспекте Славы, на углу c Бухарестской улицей. Настоящий "шанхай", башенки одна на другой, какие-то случайные формы и пропорции. Когда в доме нет чётко выявленной структуры построения объекта, когда в доме нет чёткого прописанной игры фасадных отделочных материалов- это ужасно. Как раз пример из 90-х.


Жилой дом на углу Бухарестской улицы и проспекта Славы

Плоха та архитектура, где нет золотого сечения, читай - нет гармонии. Нормальный архитектор берёт и рисует исходя из этого правила "по умолчанию". Его много и долго учили не просто так. Все люди, на самом деле, машинально оценивают эстетические моменты форм именно по золотому сечению. Даже не осознавая это. "Золотое сечение" формообразовано из пропорций человеческого тела. Так что ценителей много. У нас в городе есть дома, где нет этих пропорций, либо не соблюдены элементы формообразования, когда, к примеру, материал меняется на внешнем угле. Это очень плохой признак. Материал хорошо стыковать на внутреннем угле. Вот такая тонкость, например. Внешний угол должен заворачивать одним материалом. Если такие элементарные вещи нарушаются – возникает безвкусица. Не всегда конечно, но как правило. На большом количестве подобных тонкостей и создается архитектура.

Хаос возникает, когда непонятно – дом высокий или широкий? Или окно, оно "лежачее" или "стоячее"? Лучше бы тогда - квадратное. Чтобы не было случайностей. Бывает, что хаос сделан специально, человеком с хорошим вкусом, но это уже - рука мастера… Деконструктивизм, или вообще стилистические отклонения в архитектуре, как дополнительный розыгрыш – это как "фиоретура" в музыке (расцветка)!

Это как Пикассо в живописи. Он ведь мог рисовать натуру как фотографию, но мог предложить и предлагал своё видение. Но чтобы легко и чуть хаотично сыграть "регтайм" надо очень долго гаммы по нотам тренировать. Так что лучше пока у нас - дома по "нотам" пусть стоят.

Андрей, согласен с тобой. К сожалению, хаос сейчас в архитектуре встречается часто, но отнюдь не на уровне Пикассо. Что же, пожелаем нашему городу побольше талантливых архитекторов, а вам, архитекторам - благодарных заказчиков и хороших ценителей ваших творений.


?

Log in