?

Log in

No account? Create an account

achernega


Прогулки по Петербургу

заметки краеведа


Previous Entry Share Next Entry
Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года
achernega
В предыдущей статье о Ржевке-Пороховых я подробно раскрыл содержания Проекта Детальной Планировки (ПДП) района, принятый в 1971 году. Он не был реализован из-за изменившихся требований к новым жилым массивам. В 1974 году был составлен новый ПДП, который Исполком Ленсовета депутатов трудящихся принял решением №5 от 10.01.1977 года. Именно он и начал реализовываться спустя два года. Что же представлял из себя ПДП-1974?

Вот эскиз застройки Ржевки-Пороховых:





Проект Детальной Планировки Ржевки-Пороховых был разработан в 1-й архитектурной мастерской института "Ленпроект", когда ей руководил В. Ф. Назаров. Главным архитектором проекта стал Ю. А. Овсиев. В его разработке принимали участие и архитекторы 4-й мастерской, которые позже переделывали схемы застройки исходя из реальных условия на местности.

ПДП-1974 впервые определил ту сетку улиц, которая существует здесь в настоящее время. Несколько позже улицам были даны известным нам названия.

Фотографии макета кликабельны, представлены в большом разрешении для детального изучения:



В проекте утверждается, что Ржевка-Пороховые впоследствии перестанет быть окраинным районом за счёт дальнейшего роста Ленинграда на восток. Важной позитивной особенностью района архитекторы отметили близость мест приложения труда. Промышленные зоны задолго до 1970-х годов сложились в западной и северной частях района по берегам Охты. Это означало, что многим жителям не придётся каждый рабочий день перемещаться на большие расстояний по городу.

В новом районе предлагалось расселить 240 000 человек, для которых был бы создан жилой массив общей площадью в 2 185 тыч. кв. м. Сохранялась норма в 9 кв. м. жилья на человека.



Существующий и поныне участок деревянной застройки к востоку от улицы Коммуны передавался под создание больничного комплекса на 1014 мест, родильного дома на 272 места и станции скорой помощи. Кстати, такое целевое назначение отмечается и на планах 1999 года. Для больницы создавался отдельный проект, а роддом предлагалось строить по уже готовому проекту, составленному для подобного объекта на улице Вавиловых.

В излучине реки Луппы предполагалось создание Дворца пионеров Красногвардейского района со Станцией юных натуралистов, Домом юного техника и парком.

Левый берег реки Охты ниже плотины передавался под культурно-спортивный комплекс предприятий Министерства химической промышленности. В пределах этой местности шоссе Революции спрямлялось и соединялось по прямой линии с улицей Красина. Старый отрезок шоссе Революции превращался в пешеходную зону, которая бы стала осью культурно-спортивного комплекса. Здесь планировалось построить театр, стадион, клуб, кафе, музей истории Охтинского химического комбината. В единый комплекс была бы включена и церковь Илии Пророка.



Как видно на эскизе, парки в Ржевке-Пороховых создавались только в окраинных кварталах. Но с учётом того, что жилые кварталы Ржевки-Пороховых в будущем создавались бы и севернее Охты, вплоть до Шафировского проспекта, парки вдоль Охты становились бы при этом не окраинными, а центральными. При этом в планы входило и благоустройство территории усадьбы Жерновка.

Опытный лесхоз Лесотехнической академии превращался в городской парк. Этот парк после подготовительных работ мог бы одномоментно принять до 10 000 человек. В перспективе его планировали увеличить за счёт территории севернее Рябовского шоссе.

Золоотвал в квартале №1 ликвидировался. На его месте создавалась ещё одна зелёная зона со стадионом на 20 000 мест и секторами для занятий лёгкой атлетикой. Здесь же должны были появиться крытый плавательный бассейн, 3-4-х зальный спортивный корпус, футбольные тренировочные поля, тир, теннисные корты, баскетбольные и волейбольные площадки. Существующая площадка со стадионом на углу Рябовского шоссе и улицы Коммуны реконструировалась и расширялась в три раза. В непосредственной близости от лесопарка сохранялась детская спортивная школа с собственным стадионом и бассейном. Ещё одна спортивная площадка проектировалась севернее Ириновского проспекта, западнее улицы Передовиков. Улица Передовиков в проекте продолжалась севернее Ириновского проспекта. Третий районный стадион размещался в квартале, ограниченным шоссе Революции, проспектом Наставников и Ириновским проспектом.

В систему зелёных насаждений включались школьные и детсадовские участки, внутриквартальные сады, бульвары вдоль большинства улиц. Общая площадь зелёных насаждений Ржевки-Пороховых в проекте составляла 530 гектара, или 10,8 кв. м. на человека. Площадь зелёных насаждений в жилых кварталах должна была быть не менее 60% от их площади.

Планировка района создавалась под давлением дороговизны изъятия сельскохозяйственных угодий. Из-за этого предпринимались самые разные варианты уплотнения застройки. Например, школы группировались по две, для каждой из пар оборудовался один объединённый стадион.

Продолжение Заневского проспекта:



Особый подход применялся архитекторами к оформлению продолжения Заневского проспекта (ныне проспекта Косыгина), Центральной Дуговой магистрали (ныне Индустриального проспекта) и места их пересечения. Это место должно было стало архитектурным, транспортным, культурно-общественным центром Ржевки-Пороховых. Здесь планировалась главная площадь района, разделённая на две части. Первая - транспортная, с перекрёстком дорог, подземными пешеходными переходами и автостоянка. Вторая - пешеходная, окружённая Дворцом Культуры, кинотеатром и универмагом, выставочным комплексом, кафе, рестораном, гостиницей и Домом Моды. Под пешеходным пространством оборудовалась двухуровневая подземная стоянка на 1000 машиномест. В центре пешеходной зоны предлагалось установить памятник, скульптурную группу или фонтан. Главную городскую площадь украшало высотное здание - главная архитектурная доминанта всего района.

Главная площадь Ржевки-Пороховых:



Ансамблю на Заневском проспекте подчинялись и другие композиционные центры. Например, площадь на пересечении Хасановского (Наставников) проспекта с продолжением Партизанской улицы (проспекта Ударников) и проектируемой улицей №3 (проспектом Энтузиастов). Эти два подцентра имеют с главным центром удобные пешеходные зоны.

Проспект Ударников соединялся с Партизанской улицей, а проспект Энтузиастов - со скоростной магистралью, проведённой вдоль соединительной ветки Финляндской железной дороги. Такой магистралью, проложенной по эстакаде, должна была сталь Бокситогорская улица. Под эстакадой, которая проектировалась единым сооружением с полотном насыпи железной дороги, создавались двухэтажные гаражи. В районе пересечения с Заневским проспектом скоростная магистраль разделялась на два направления: на восток и запад. В первом случае полотно трассы опускалось с эстакады на уровень отметок земли. С соседним районом посредством виадука соединялась улица Коммуны, а Индустриальный проспект проходил под скоростной магистралью и линией железной дороги.

Скоростная магистраль предназначалась в том числе для отвода грузового транспорта, который при такой планировке уличной сети не попадал бы в пределы жилых кварталов.

В отличие от предыдущего ПДП, Заневский проспект делает поворот в месте его пересечения с Индустриальным проспектом. Тогда впервые была сформулирована идея его продолжения в сторону Янино и Колтушей.

Западная и южная скоростные магистрали развязывались со всеми пересекаемыми улицами в разных уровнях.

Интересно, что на ширину улиц влияли и нормы гражданской обороны. Так, ширина магистралей городского значения в красных линиях должны быть не менее 2,5 высоты окружающих жилых корпусов. Этим исключался завал магистралей в случае разрушения зданий.

Кварталы к северу от Заневского проспекта застраивались только домами повышенной этажности. Они архитектурным становились "стержнем" района. Все торгово-бытовые учреждения здесь проектировались встроенными в первые этажи жилых зданий. Для складских помещений и гаражей использовалось подземное пространство. Эти кварталы повышенной плотности заселялись в основном активной группой населения.

Для массовой застройки предлагались типовые дома серии 1ЛГ-504 в 9 и 12 этажей, серии 137 в 9, 12 и 16 этажей. В наиболее ответственных местах ставились дома по индивидуальным проектам.

Из старой застройки сносились все деревянные дома и малоценные кирпичные. Сохранялись только построенные относительно недавно кирпичные здания в районе улиц Лазо и Отечественной.

ПДП 1974 года предлагал вести строительство в две очереди. Первая - кварталы севернее проспекта Энтузиастов. Вторая - остальные кварталы.

Жителей Ржевки-Пороховых предлагалось обслуживать двумя категориями общественных учреждений. К первой относили учреждения повседневной потребности: неспециализированные, продовольственные и промтоварные магазины, магазины полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий (кафе и столовые), химчистки и прачечные, сберкассы, молочные пункты, школьные и дошкольные учреждения. К учреждениям периодической потребности относили культурно-спортивные секции, которые дополняли повседневный быт горожан, удовлетворяли специфические индивидуальные потребности населения. Кроме спортивных клубов в эту группу включали театральные кружки, рестораны, специализированные магазины, различные салоны и т.д.

Все общественные учреждения размещались в торгово-бытовых комплексах (кроме отдельных школьных и дошкольных корпусах). Проекты этих строений разрабатывала 13-я мастерская института "Ленпроект". Учитывая мобильность населения, торгово-бытовые комплексы размещали в близости от остановок общественного транспорта.

В 1974 году прокладка линий метро в район не планировалась. Именно тогда было определено, что станция "Ладожская" будет находится у Ладожского вокзала. К ней из Ржевки-Пороховых притягивается большинство маршрутов общественного транспорта. При этом трамвайная линия первоначально проектировалась не вдоль проспекта Косыгина, а вдоль Хасанской улицы. В отличие от текущей ситуации, проект предусматривал продолжение трамвайной линии от проспекта Наставников на север в сторону Шафировского проспекта и на юг, к улице Коллонтай.

Маршруты троллейбусов и автобусов определили почти так, как они реализованы в настоящее время. Разве что, автобусы тогда не планировали пускать по проспектам Ириновскому и Наставников. В этом же проекте появилась и совмещённая трамвайно-троллейбусно-автобусная станция, которая была реализована. Автобусное кольцо на Белорусской улице в проекте предназначалось также и для троллейбусов.

Схема движения общественного транспорта:



Со всех четырёх сторон район окружён коммунальными зонами, где предлагалось создать гаражные комплексы. Коридоры под линиями электропередач отдавались под полуподземные автостоянки. Такие комплексы были бы врыты на 1,5 метра в землю, выступали бы над поверхностью всего на 1 метр, были бы засыпаны грунтом и засажены травой и кустарниками. Таким образом предполагалось создать гаражный комплекс на 4000 машиномест. Дополнительные места для машин устраивались под эстакадами скоростных магистралей, проложенных вдоль южной и западной границ района.

Проект предусматривал количество гаражей и машиномест на стоянках исходя из нормы в 30 автомобилей на 1000 человек. В перспективе норма должна была увеличиться до 120 автомобилей на 1000 человек. К слову, сейчас норма равна 300, что всё равно недостаточно для адекватного размещения автомобилей.

Всего в районе планировалось построить гаражей на 20282 машиномест. В это число входил комплекс из шести подземных паркингов вдоль Заневского проспекта (в сумме на 4000 машиномест), а также гаражные комплексы вдоль линий электропередач, железных дорог, под эстакадой скоростной магистрали, парковки внутри жилых кварталов. На Ржевке-Пороховых проект предусматривал строительство пяти АЗС и трёх станций ТО.

Мало кто знает, что в нашем районе есть не только железнодорожная станция "Заневский Пост", но и "Полюстрово". Если с "Заневского Поста" ещё лет 10 назад можно было уехать на электричке, то "Полюстрово" всегда выполняла только грузовую работу. С развитием Ржевки-Пороховых пассажиропоток планировалось перевести на эту станцию, при этом увеличив здесь количество железнодорожных путей с одного до шести. Пассажирская платформа должна была быть построена к югу от пересечения железной дороги с шоссе Революции. Пассажирская платформа на Заневском Посту ликвидировалась, к востоку от неё проектировался крупный складской комплекс. При этом, однопутный подход с севера к Заневскому Посту стал бы двухпутным.

Квартал №46 ныне занят Хасанским рынком и магазином "Лента". В ПДП-74 эта территория отдавалась под строительство районной котельной и базы хранения песка. Этот песок требовался для зимней обработки улиц. Здесь же должна была быть стоянка для коммунального транспорта.

Итак, с учётом всего вышеизложенного, Ржевка-Пороховые становились настоящим "городом-садом". Но в действительности, реализация этих планов столкнулась с большим количеством преград.

С 1974 года начался процесс перебазирования промышленных и военных объектов с территории будущей жилой застройки. Об этом свидетельствуют приложенные к ПДП-74 согласования, письма и резолюции профильных организаций.

Одновременно с этим проект проходил согласования в различных инстанциях. Основные претензии к нему высказала Ленинградкая Городская Санитарно-Эпидемиологическая станция. Главный санитарный врач Ленинграда А. Я. Дударев оказался не хуже современного Онищенко и проехался по недостаткам проекта со всей присущей санитарам суровостью. Основными проблемами стали недостаточная шумозащищённость будущего жилья (главным источником шума был аэропорт "Смольное"), завышение плотности жилья в некоторых кварталах, недостаточные защитные зелёные зоны вокруг промышленных предприятий. Был и ряд других недостатков.

Долго решался вопрос с защитой от шума, производимого самолётами, пользующимися аэропортом "Смольное", ныне известном как аэропорт "Ржевка". Проектировщики ссылались на то, что им заказан проект перевода аэропорта в другое место к 1976 году. На это санитарный врач отвечал, что горисполком не принимал соответствующего решения, а значит рассчитывать на перевод аэропорта невозможно.

Переписка между Ленпроектом и представителями авиации говорит о том, что несмотря на решение использовать здесь только самолёты ИЛ-14 и БЕ-30, аэропортом в 1970-х годах пользовались и ЯК-40 (реактивный), АН-24, что и создавало повышенный уровень шума. Окончательный перевод этих типов самолётов в Пулково решил проблему.

Ещё одним долго обсуждаемым камнем преткновения стали местные проезды вдоль магистралей ("карманы"). Санитарный врач настаивал на том, что они, также как и основная трасса улицы, должны быть защищены от тротуаров зелёными насаждениями. Это аргументировалось тем, что практика их использования показывает проезд по ним не только местного, но и транзитного транспорта.

Согласования ПДП по приложенным документам прослеживаются вплоть до 1976 года. Архив Ленниипроекта содержит планы застройки кварталов, самые ранние из которых относятся к 1977 году. Строительство началось в 1979 году. Вероятно, в это время продолжалась подготовка к реализации проекта, его доработка в деталях.

Как видно на фотографиях макета Ржевки-Пороховых, реальная застройка разительно отличается от той, которую предложила к реализации 1-я мастерская Лениипроекта. Это объясняется тем, что макет - это свободный полёт фантазии архитекторов, оторванный от реальной мощности домостроительных комбинатов, от текущих потребностей города в административных площадях. Именно из-за отсутствия потребности в большом количестве новых офисных помещений Ржевка-Пороховые лишилась крупного административно-делового центра. В течение 20 лет его территория была зарезервирована городом, была занята временным рынком. Не так давно этот квартал застроили жилыми домами.

С 1977 года 4-я мастерская Ленниипроекта разрабатывала проекты планировки районов, привязанные к реальным условиям. Только с этого этапа проектирования архитекторы стали ориентироваться на требования ДСК, на текущие потребности города в различных типах помещений. Со временем менялись строительные нормы, регламенты, издавались новые приказы. Этим и объясняется разница между макетом и реальной ситуацией.

Вероятно, общественный центр мог быть бы создан в ситуации, если бы страна переживала в 1980-1990-х годах экономический подъём. Но случилось ровно обратное.

Есть почва для дискуссии и по поводу необходимости строительства отдельных спортивных объектов. К примеру, нужен ли сейчас большой стадион на Ржевке-Пороховых? Конечно, на первый взгляд он был бы крайне полезен. Но реально, кто мог бы им пользоваться? Вот если бы Газпром решил не уничтожать творение архитектора Никольского, а выбрал для стадиона Зенита другую площадку...

Не так давно мне удалось взять интервью у генерального директора Треста №101 Прокофьева Вячеслава Ивановича. В 1979 году он был одним из прорабов на стройке Ржевке-Пороховых. Но это уже материал для следующей статьи.


  • 1

Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
«аэропортом в 1970-х годах пользовались и ЯК-40 (реактивный), АН-24, что и создавало повышенный уровень шума. Окончательный перевод этих типов самолётов в Пулково решил проблему.»
Как понять эту фразу?
До самого последнего дня работы «Ржевки» на нем садились и взлетали Ан-2, Як-40, Ан-24…и 32 и т.д.
Что имелось ввиду под фразой «Окончательный перевод этих типов самолётов в Пулково решил проблему»?

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

Имеется ввиду, что главсанврач Ленинграда запретил реализовывать проект до тех пор, пока эти типы самолётов летают на Ржевку. Как только они стали приземляться и взлетать в Пулково, эта проблема исчезла.

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
Опять не понял...
Из текста краткий смысл. Гласанврач не утверждал проект планировки района в связи с близостью "Смольного". Далее по тексту это замечания было снято (проект подписан главсанврачем) после перевода ряда самолетов в Пулково..
Но как факт указанные типы самолетов были наоборот переведены с Пулково на Смольный (вроде как после начала реконструкции Пулково +- 1965-1971-надо уточнить) и летали со Смольного по большим и малым городам ближайших областей, и обратно в Пулково они уже не вернулись (Разделились Пулково Средне-Дальне магистрали, Смольный сельхоз и ближние маг.). Мало того Смольным пользовались служебные самолеты, у крупных предприятий были собственные борта (скажем САРЗ –вып. Яков летали на Як-40 ну и т.д. по принадлежности).

То есть какая-то не увязка..


Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
О нашел "1973 год. Аэропорт переименован в «Пулково». Открыт новый аэровокзал Пулково-1" Походу даты рядом 1973-1974.. может об этом велась речь..ведь во время подготовки проекта планировки Смольный работал в другом режиме так как принмал часть бортов с Пулково.

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

Может и об этом. В любом случае, в 1979 году началась стройка, а уже в октябре - первые новоселья. Над новыми домами Як-40 летать не имел право, значит и в Смольный залетать уже не мог.

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
Не знаю, что он там не имел права.. Но как факт Як-40 летал до последних дней жизни Смольного это факт..

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

Ан-24 заходили на посадку (в аэр. "Ржевка") с запада, а Яки взлетали и садились с востока, со стороны Всеволожска. Поэтому уважаемый achernega и не видел Яков

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
Мне кажется Вы ошибаетесь..Посадка и взлет производятся в основном против ветра (желательно).
Потому самолеты садились с разных сторон.
Не однократно, я лично, наблюдал пролет як-40 над нашим районом с последующей посадкой на "Смольном" .
Вот взлет в сторону города лично я не видел...
Возможно в этом было требование санврача. запрет на взлет в сторону города?

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

Наверное Вы правы.
Взлетать Якам на запад было нельзя из-за большого шума

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

При взлёте шум значительно больше, чем при посадке?

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

При взлёте уровень шума больше, чем при посадке.
Турбореактивные (Як-40) шумят больше, чем турбовинтовые (Ан-24)

Re: Проект застройки Ржевки-Пороховых 1974 года

(Anonymous)
Да уровень шума при взлете и посадке различен..
Взлёт и набор высоты происходит на "макимале"
Потому шум двигателей очень высок, превышает допустимые нормы (тем более это наш авиопром)
А вот посадка производится на режиме работы двигателей необходимом для удержания посадочной скорости.

  • 1